Узловая - полуторавековой путь: мы тугой врагу на память завязали узелок (часть 17)

Узловая - полуторавековой путь: мы тугой врагу на память завязали узелок (часть 17)

(Продолжение. Начало в № 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 14, 17, 19, 23, 25, 28, 30, 32 от 9.02.23, 16.02.23, 23.02.23, 2.03.2023, 9.03.2023, 16.03.2023, 23.03.2023, 6.04.2023, 13.04.2023, 4.05.2023, 18.05.2023, 15.06.2023, 29.06.2023, 20.07.2023, 03.08.2023, 17.08.2023).

Часть 1 - https://znamyuzl.ru/n470972.html;

Часть 2 - https://znamyuzl.ru/n470973.html;

Часть 3 - https://znamyuzl.ru/n470974.html;

Часть 4 - https://znamyuzl.ru/n470975.html;

Часть 5 - https://znamyuzl.ru/n470976.html;

Часть 6 - https://znamyuzl.ru/n470977.html;

Часть 7 - https://znamyuzl.ru/n470978.html;

Часть 8 - https://znamyuzl.ru/n470982.html;

Часть 9 - https://znamyuzl.ru/n470983.html;

Часть 10 - https://znamyuzl.ru/n470987.html;

Часть 11 - https://znamyuzl.ru/n483176.html;

Часть 12 - https://znamyuzl.ru/n479797.html;

Часть 13 - https://znamyuzl.ru/n483103.html;

Часть 14 - https://znamyuzl.ru/n504666.html;

Часть 15 - https://znamyuzl.ru/n510817.html;

Часть 16 - https://znamyuzl.ru/n516551.html.

 

Оккупация и освобождение земли узловской

Совершим очередной исторический экскурс «Из прошлого в будущее». Из архивных данных центральной городской библиотеки, с 31 октября по 15 ноября 1941 года немцы неоднократно пытались овладеть Тулой. Узловая стала опорным пунктом Тульской оборонительной операции. Фронт вплотную приблизился к Узловой. Значение города и станции, как важного стратегического пункта еще более возросло.

15 ноября 1941 года в Узловой началась выгрузка первых частей 239-й стрелковой дивизии прибывших с Дальнего Востока 511 полка. Был получен приказ удерживать железнодорожный узел до прибытия основных сил дивизии. В этот же день фашисты бомбили железнодорожный узел, но, благодаря пасмурной погоде, выгрузка красноармейцев прошла успешно. Полковник Феодосий Карпенко писал: «…выгрузились на станции Узловая Тульской области. Подъезжая, мы уже определили, что фронт близко. Было слышно, как била артиллерия и наша, и противника. Дальнобойные орудия стояли у железной дороги, которая, как телеграфная и телефонная линии, были разрушены. Везде были видны следы войны...».

Части дивизии под командованием полковника Гайка Мартиросяна (22 декабря 2023 года ему бы исполнилось 120 лет, но об этом в нашем следующем номере газеты) прибывали на узловское направление поэтапно и с ходу вступали в бой, так как противник опередил и занял рубеж развертывания Акимовка-Крутая, пытаясь овладеть городом и станцией.

Попытки прорвать оборону и овладеть Узловой были безуспешны. Противник в этих боях потерял убитыми, ранеными до 2000 солдат и офицеров. Было подбито 36 танков, захвачено большое количество вооружения. Благодаря упорной обороне 239 стрелковой дивизии, бои под Узловой продолжались 3 дня, вплоть до 21 ноября.

Переломный день в обороне Узловой

Это было 20 ноября 1941 года. На станцию все еще прибывали эшелоны 239-й стрелковой дивизии. Немцы вели ожесточенные бои на подступах к Узловой. Железнодорожники разобрали главные станционные пути, вывезли в тыл паровозы, вагоны, стрелочные переводы.

Последний эшелон железнодорожников с командным составом и работниками, связанными с движением поездов, уходил из Узловой вечером, когда фашисты уже занимали деревню Хитрово и станцию Узловая-2. Эшелон пробился буквально под носом у немцев и вышел на главное московское направление.

К вечеру 21 ноября немцы прорвались к Узловой, достигли её южной окраины, заняли станцию и выезды из населенного пункта. Вплоть до 14 декабря 1941 года депо на работало. Немецкой комендатуре не удалось собрать железнодорожников и организовать восстановление узла. В условиях оккупации начала свою деятельность диверсионная партизанская группа под руководством главного инженера Узловского холодильника Василия Климова.

Первая декада: декабрь 41-го…

Противник через ст. Узловая подтягивал к передовым своим частям боеприпасы, орудия, живую силу и одежду. На станции скопилось 4 воинских эшелона противника. Вскоре после отправки первого узловские партизаны организовали его крушение. Под обломками погибло много солдат, офицеров и ценное военное имущество противника. В течение нескольких дней немцы очищали путь от трупов, обломков вагонов и металлического лома. Все эти дни остальные три эшелона не могли быть направлены на фронт, который уже трещал под напором наших частей.

8 декабря 1941 года - начало мощного контрнаступления советских войск под Тулой. И уже 12 декабря кавалеристы 1-го гвардейского корпуса Белова освободили Сталиногорск (ныне - Новомос­ковск) и подошли к Узловскому району. Гитлеровцы поспешно грузили в вагоны оружие и во­енное имущество, готовясь к отступлению из Узловой.

Освобождение Узловой

Об этом помнит каждый житель земли узловской - 14 декабря 1941 года. Первым в Узловую ворвался 108-й кавалерийский полк Вячеслава Васильева. Разведка полка, скрытно подобравшаяся к Узловой, донесла, что там скопилось много эшелонов. Гитлеров­цы поспешно грузят в них воинское имущество. Командир полка товарищ Васильев решил захватить станцию и не дать фашистам увезти ценные грузы. Но как это сделать? Противник сильный, времени мало. Командир батареи 76-миллиметровых орудий капитан Обуховский предложил прикрыть своим огнем наступление полка. Снаряды рвались на желез­нодорожных путях, попадали в вагоны. Ошеломленные гитлеров­цы бросились прочь от опасного места, прекратив все работы. А тем временем подполковник Васильев, используя складки местности, скрытно подвел полк к Узловой, в тыл противника. Немцы не ждали атаки. Прячась от снарядов, они разбежались по укры­тиям. Васильев решил не спешивать полк, а произвести атаку в конном строю. Получив сигнал, капитан Обуховский прекратил обстрел. Но едва гитлеровцы начали вылезать из укрытий, воздух содрогнулся от громкого «Ура!». На фашистов стремительно не­слись гвардейские эскадроны. Ошеломленные немцы падали, срезанные автоматными очередями или зарубленные клинками. Лишь немногие из них пытались оказать сопротивление. Полк за­нял станцию почти без потерь. В вагонах, кроме снарядов и патронов, оказалось пятьсот с лиш­ним совершенно новых станковых пулеметов, которые были срочно распределены по кавалерийским полкам.

В Фондах Музея обороны Москвы среди экспонатов представлена «Военная азбука» на коробке спичек того времени. Тут много наших тульских городков и поселков. С их освобождения начинался путь к Победе.  Буква «У» представлена такими строками: «Узловая. Над путями, над скрещением дорог мы тугой врагу на память завязали узелок».

Живые памятники освобождения

Это две улицы нашего города – Генерала Васильева и 14 Декабря. Из исторической справки центральной городской библиотеки, улица генерала Васильева первоначально называлась 2-я Железнодорожная. Она проходит от старого железнодорожного переезда через Красную Узловую до выезда на Новомосковское шоссе. Именно эту дорогу для нанесения главного удара по немецко-фашистским захватчикам выбрал Вячеслав Васильев. Сегодня на улице расположен административный корпус станции Узловая–I, дистанция сигнализации и связи, строительный поезд № 675, хлебокомбинат.

В 2015 году по инициативе и на средства железнодорожников, предприятий города недалеко от старого железнодорожного переезда был открыт бюст воину-освободителю Вячеславу Дмитриевичу Васильеву.

За период оккупации города и района было уничтожено и разграблено 134 промышленных предприятия, 307 жилых домов, 5 больниц, 5 амбулаторий, 10 детских садов и яслей, 17 магазинов. 34 школы приведены в полуразрушенное состояние, сожжена дотла Петровская начальная школа. Сотни мирных, ни в чем неповинных людей, подверглись жестоким избиениям, были зверски замучены 30 узловчан, среди которых были и патриоты - железнодорожники братья Лапшины. Их родная деревня Любовка в 1966 году стала частью Узловой - улицей, которая носит имя братьев Лапшиных.    

15 декабря 1941 года - состоялся митинг, посвященный освобождению Узловой от немецко-фашистских захватчиков. В Узловой постепенно наладили выпечку хлеба, подачу электроэнергии, восстановили водопровод. Железнодорожный узел Узловая был мертв, депо разрушено, Отступая, немцы взорвали все стрелочные крестовины, крючьями повредили железнодорожные пути. На складе топлива горели сотни тонн угля, подожженного немцами, а налеты вражеской авиации все продолжались. Предстояло отремонтировать все разрушенные пути, мосты, стрелочные переводы, обеспечить четкое функционирование перевозок, отстроить и реконструировать здания депо. Люди самоотверженно трудились день и ночь на восстановительных работах и тушении угля. На морозе обливали себя водой и шли на огонь. И справились с ним, отстояв сотни тонн ценного донецкого топлива.

Узловчане вышли и на борьбу со снежными заносами. Вручную под открытым небом, часто при тридцатиградусном морозе трудились сотни земляков. Наряду со взрослыми, хорошо работали 14-15 летние подростки из школ и училищ. На помощь узловским путейцам 24 декабря 1941 года со стороны станции Павелец прибыл восстановительный поезд. Работы по ликвидации последствий фашистской оккупации шли трудно, но успешно. 30 декабря 1941 года через Узловую пошли эшелоны по всем четырем направлениям: на Москву, Елец, Тулу, Ряжск.

«В школе состоялась праздничная встреча 1942 года с хороводом вокруг елки, Дедом Морозом и Снегурочкой, а новогодним подарком стал ломтик черного хлеба и несколько конфет», - вспоминал наш земляк Дмитрий Романов. 1942 год остался в памяти узловских железнодорожников как год боевой и ударной восстановительной работы.  Ведь линия фронта проходила всего в 150 км от Узловой. Фронт по-прежнему требовал обеспечения беспрерывного движения по железной дороге через станцию. Узловские паровозные бригады водили поезда к линии фронта и к Москве. В паровозном депо была создана образцовая колонна локомотивов имени ГКО.  Железнодорожники собрали деньги на строительство бронепоезда «Советский железнодорожник», за что получили благодарность Красной Армии в телеграмме, подписанной Иосифом Сталиным.

Продолжение следует

Анна Юрьева по материалам узловских краеведов и отдела краеведения центральной городской библиотеки