Узловая – полуторавековой путь: город военно-стратегического значения (часть 13)

Узловая – полуторавековой путь: город военно-стратегического значения (часть 13)

(Продолжение. Начало в № 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 19, 23 от 9.02.23, 16.02.23, 23.02.23, 2.03.2023, 9.03.2023, 16.03.2023, 23.03.2023, 6.04.2023, 13.04.2023, 4.05.2023, 18.05.2023, 15.06.2023).

Часть 1 - https://znamyuzl.ru/n470972.html;

Часть 2 - https://znamyuzl.ru/n470973.html;

Часть 3 - https://znamyuzl.ru/n470974.html;

Часть 4 - https://znamyuzl.ru/n470975.html;

Часть 5 - https://znamyuzl.ru/n470976.html;

Часть 6 - https://znamyuzl.ru/n470977.html;

Часть 7 - https://znamyuzl.ru/n470978.html;

Часть 8 - https://znamyuzl.ru/n470982.html;

Часть 9 - https://znamyuzl.ru/n470983.html;

Часть 10 - https://znamyuzl.ru/n470987.html;

Часть 11 - https://znamyuzl.ru/n483176.html;

Часть 12 - https://znamyuzl.ru/n479797.html.

 

О событиях, над которыми время не властно. Они останутся в памяти нашей и потомков. Великая Отечественная война… По своим масштабам, разрушениям и человеческим жертвам она не имела себе равных за всю историю нашего государства. Мы обязаны помнить о том, что люди пережили в последнюю мировую войну, какую цену они заплатили за Великую Победу...

 

Война оставила повсюду свои следы

 

Не обошла она и наш маленький городок, который стал в то время городом военно-стратегического значения. По сведениям последней предвоенной переписи населения 1939 года в городе накануне войны проживало 17 936 человек. Практически не было ни одной семьи, откуда бы не ушел на фронт защитник страны: в боевых действиях приняли участие 9614 узловчан, из них погибли в боях, умерли от ран и болезней 1626 человек, пропали без вести 1998 человек, погибли в плену 73 человека.

Более 6540 государственных наград вручено героям фронта и тыла. 14 узловчан удостоены высокого звания Героя Советского Союза, 1 - стал полным кавалером ордена Славы, двоим   за подвиги военного времени в мирное время было присвоено звание Героя Российской Федерации. Хочется особо отметить, что Герои Советского Союза Николай Трегубов, Дмитрий Медведев, Василий Жуков, Герой России Леонид Квасников трудились и делали свои первые шаги в большую жизнь на железнодорожной станции Узловая.

На картах боевых действий 1941-1943 годы наглядно отражена стратегическая роль Узловой не только в качестве узла железных дорог, снабжавших столицу и фронт всем необходимым, но и узлом, обеспечивающим оборону Тулы и Москвы. В июле 2018 года было присвоено почетное звание Тульской области «Город воинской доблести».

 

Визитная карточка города

 

Это паровоз, застывший на вечной стоянке у здания вокзала станции Узловая 1.

«Феликс Дзержинский» – советский магистральный грузовой паровоз, производившийся Луганским паровозостроительным заводом с 1931 по 1941 год. Паровые машины серии ФД прошли всю войну и стали легендой. Паровоз ФД20-1535 работал в локомотивном депо Узловая, перевозил народно-хозяйственные и военные грузы в годы Великой Отечественной войны, исправно служил и в мирное время. В память о боевом и трудовом героизме железнодорожников был установлен как монумент на станции Узловая ещё в 1988 году, а как памятник открыт 7 октября 1989 года. Но все эти годы «Феликс Дзержинский» располагался в отдалении от здания вокзала и был мало заметен. В 2020 году, в июне, памятник перенесли к зданию вокзала, поставив его на первой платформе. Теперь паровоз во всей его стотонной мощи виден не только гостям города, но и пассажирам проходящих поездов.
Паровоз ФД20-1535, перенесённый на новый постамент, – один из объектов историко-культурного комплекса, создаваемого на станции Узловая. История Узловой давняя и начиналась в 1873 году, когда в село Хрущёво Тульской губернии пришла железная дорога. И теперь, спустя 150 лет, жизнь города Узловая тесно связана с деятельностью железнодорожников. Не случайно День города и День железнодорожника у нас отмечают одновременно.

 

Надо сказать, что тот самый паровоз в годы первых пятилеток и в период Великой Отечественной войны водил наш земляк, знатный машинист, железнодорожник Сергей Тихонов со своей бригадой. О боевом и трудовом подвиге наших земляков-железнодорожников очень подробно рассказывается в книгах узловского краеведа, члена Союза журналистов СССР Татьяны Сапрыкиной (об этом мы уже не раз писали) «Каждый думал о Родине», «Большой маршрут», «Люди трудовой чести», «Тысяча дней войны до подвига». Книги бережно хранятся в нашей центральной библиотеке. С помощью книг Татьяны Борисовны, а также издания Александра Хорева «Узловая, опаленная войной» сегодняшним узловчанам легко воссоздать хронику событий тех огненных лет.
Энтузиазм, любовь и преданность к своей работе, все найденные факты и подтверждения – все это помогло Татьяне Сапрыкиной воссоздать историю по частичкам. Имена многих наших героических узловчан были неизвестны и забыты. Ведь многих уже, кто их и знал когда-то, нет среди живых. Напомним о том, что ровно через 25 лет со дня Великой Победы в сквере локомотивного депо состоялось открытие стелы в память о подвиге узловских железнодорожников. К именам многих прибавились и другие фамилии, которых и разыскала наша собеседница.
Надо сказать, что в честь наших железнодорожников воинов и тружеников тыла самым первым установили памятник паровозу СУ в 1965-м году.
На здании Узловского железнодорожного вокзала находится мемориальная доска, которая напоминает о проводах узловчан на войну. Однако не все знают о том, что ныне действующий вокзал - третье здание по счету. Первое одноэтажное было построено еще в 1874 году. Оно находилось напротив Советской площади и вагонного депо (подробнее об этом можно прочесть в статье «Узловая – полуторавековой путь», № 6 от 16 февраля 2023 года).


Каждый думал о Родине


22 июня 1941 года – в день начала Великой Отечественной войны в городе Узловая и Узловском районе повсеместно проходили митинги трудящихся. В паровозном депо ст. Узловая на митинге присутствовало 250 человек. Среди них машинист, член партии Дмитрий Аничкин. Он призвал рабочих поднять производительность труда, отдать все свои силы на защиту нашей Родины и изъявил желание идти добровольцем на фронт.
Благодаря кропотливой и долгой поисковой работе Татьяны Сапрыкиной, имена многих узловских железнодорожников, сражавшихся в годы войны за свою Родину, их биографии, стали открыты для народа. В книге "Каждый думал о Родине" Татьяна Борисовна постаралась раскрыть многие тайны того времени. На страницах можно увидеть множество фотографий. Одна из них так и называется "Дед и внук". Эта фотография действительно много раз публиковалась, но никогда не сообщалось, кто изображен на снимке. Тайну раскрыли, прочитав газету «Тульские известия» в 1991 году. Оказывается, снимок был сделан 13 мая 1942 года при получении первого боевого задания партизанами отряда «За Родину!». Того самого мальчика звали Валей - Валентином Алексеевым.

Из рассказа Татьяны Сапрыкиной, несмотря на мужество и героизм, нашим разведчикам не удалось перейти линию фронта. Затем планы переменились. Отряд вернулся в Узловую. Надо сказать, что позднее Сталин запретит железнодорожникам заниматься разведкой. Ведь их опыт был необходим на железной дороге, особенно в военное время. А мальчик Валя так и останется в памяти как 16-летний юноша, названный внук почетного узловского железнодорожника.

Железнодорожное дело – дело военное

 

Напомним, что в самом начале войны в депо Узловая был создан штаб для записи добровольцев на фронт и народное ополчение. От добровольцев пойти на фронт не было отбоя. К 4 июля 1941 года, согласно протоколу партийного актива Узловской районной парторганизации, подали заявления свыше 1,5 тыс. добровольцев: железнодорожники, угольщики, жители города.

Железнодорожников на фронт не брали, им разъясняли, что они крайне нужны в тылу, так как и здесь проходит передовая линия фронта, что каждый железнодорожник на посту - боец действующей армии. Об этом говорилось и   в вскоре выпущенной брошюре «Железнодорожное дело - дело военное».  Все здоровые работники депо записались в народное ополчение, стали проходить военное обучение.

23 июня – железнодорожники были объявлены мобилизованными на рабочих местах. Через станцию Узловая с западного направления пошли санитарные поезда с ранеными воинами, один за другим следовали эшелоны с эвакуированным оборудованием предприятий и населением страны. 30 июня 41-го было создано 2 истребительных батальона – железнодорожный и районный. Железнодорожный батальон охранял ценные грузы на станции, помогал эвакуировать вагоны с оборудованием при подходе врага к Узловой.

24 июня 1941 года – с 18.00 часов введены воинский график движения поездов, железнодорожники переведены на казарменное положение. Перед ними стояла задача: организовать быстрое продвижение транспорта с войсками и воинскими грузами. Лозунгами дня стали «Все для фронта, все для победы», «Все для победы над врагом», «Работать по-фронтовому». Коллектив ст. Узловая взял обязательство сократить до минимума простой вагонов, формировать поезда скоростными методами, отправлять их строго по графику. Коллектив паровозного депо обязался обеспечить бесперебойное движение народнохозяйственных грузов и воинских эшелонов.

Машинисты Георгий Ксюнин, Константин Золотарев, Георгий Ермаков, Семен Внуков возглавили движение тяжеловесников, добиваясь экономии крайне дефицитного угля.

Узловские железнодорожники беспрерывно подвозили к линии фронта, которая проходила всего лишь в 25-40 км от Москвы, вооружение, боеприпасы, продовольствие, людские резервы. Машинисты Тихонов, Шувалов, Горелов искусно выводили поезда из-под обстрелов, бомбежек.

 

Женсовет и истребительные батальоны

 

На  многих предприятиях города по примеру домохозяек-железнодорожниц создавались женские советы, активистки проводили большую организаторскую работу по привлечению домохозяек, учащихся старших классов к разгрузке вагонов под воинские грузы, подаче экипировочного угля на паровозы, расчистке железнодорожных путей от снега, сбору теплых вещей для фронтовиков, доставке горячей пищи к месту работы тыловиков, уходу за ранеными воинами, прибывавшими на станцию Узловая. Женсовет паровозного депо сумел привлечь к участию в такой работе около 300 домохозяек. 

Сотни узловчан участвовали в строительстве полевого аэродрома на окраине Узловой в районе Белого леса, под руководством военных инструкторов сооружали в городе бомбоубежища, делали светомаскировку, рыли противотанковые рвы.

29 июня 1941 года – в Узловой были развернуты работы по укреплению города и района и перестройке производства на военный лад.

30 июня 1941 года - создано 2 истребительных батальона – железнодорожный и районный, численностью 100 человек каждый, в них состояли в том числе и юноши 16-17 лет. Железнодорожный батальон, кроме общих функций (борьба с паникерами, соблюдение правил военного времени и другое), занимался также охраной железнодорожных ценных грузов на станции, помогал эвакуировать вагоны с оборудованием при подходе врага к Узловой.

 

 

Продолжение следует…

Анна Юрьева по материалам краеведов Узловского района