Узловая – полуторавековой путь (начало)

Узловая – полуторавековой путь (начало)

В этом году нашему городу исполнится 150 лет со дня основания. Совершим вместе экскурс из дней сегодняшних в прошлое.

 

 

В Энциклопедии городов и районов Тульской области читаем: «Город Узловая Тульской области, центр Узловского района. Расположен в центре Среднерусской возвышенности с координатами 54 градуса северной широты и 38 градусов восточной долготы, в 50 км от Тулы и в 230 км юго-восточнее Москвы. Железнодорожными магистралями связан с Рязанью, Тулой, Москвой, Воронежем».

 

У истоков…

Своим рождением и названием Узловая обязана железной дороге. Название многих улиц города красноречиво свидетельствуют об этом: Железнодорожная, Паровозников и другие.

«Узловск, подобно многим уездным городам России конца 19 века, возник вокруг крупной железнодорожной станции, примерно на полпути Между Москвой и Энском, а потому именно станция, а с нею и все её основные службы – вокзал, депо, вспомогательные постройки-являли здесь собою хозяйственное и духовное средоточие. Город рос в основном за счет естественно тянувшихся к нему голодными ртами окрестных деревень: Сычевки, Свиридово, Дубовки. Они и поставляли железке рабочую силу и хлеб. Мужики пограмотнее, посмекалистее, выбившись всеми правдами и неправдами в люди, строились ближе к станции и, таким образом, незаметно дом за домом сближали село с городом, пока сами деревни не вошли в город, как его составные части», - писал в своем романе «Семь дней творения» известный писатель, диссидент, редактор журнала «Континент», наш земляк Владимир Максимов.

Все крестьянские постройки - хаты, амбары, сараи крылись соломой, а потому случались частые пожары, которые являлись настоящим бедствием. Главным чудом, служившим нашим предкам верой и правдой, была печь. Большая часть деревенских изб была без полов, печи топились по-черному.

 

И пахари, и промышленники, и…

Сеяли в нашей зоне рожь, сажали картофель. Гречихи, лука, репы и проса высевали мало, овес мололи только на кисель. Почетное место в пище занимала редька, ели её тертую с квасом, ломтиками с растительным маслом.

Молока и мяса употребляли немного, соблюдали посты. Промышленные товары завозились редко, часто были недоступны из-за цены. Так что изо льна и пеньки ткали полотно и шили женщинам рубашки и сарафаны, а мужчинам – рубахи да штаны.

В Супоневской области было развито кустарное производство. В Бибиково имелось две ветряные мельницы, кузнецы трудились в каждой деревне, в Пашково находилась шерстобитка, в Черемуховке на реке Шиворонь – две водяные мельницы, в Хованке жили сапожники, в Хитрово - овчинники, В Торбеевке - портные. Умели трудиться, да и отдыхали на славу. Особенно любили отмечать праздники. Причем жители различных деревень собирались вместе. Наиболее популярным местом массовых гуляний считались Гудаловские кусты.

 

От повитухи до изобретателя

Медицинская помощь была недоступной, ближайшая больница находилась в Богородицке, в 25 верстах от Узловой. Во всех деревнях была своя бабка-повитуха. Так, в Пашково ценили и уважали Аграфену Серикову. Благодаря её доброму сердцу и умелым действиям роды всегда заканчивались благополучно. В любое время года и в любую погоду спешила бабушка Груша на помощь. Пашково прославилось и талантливым изобретателем Василием Агафоновым по прозвищу Монах. Он много читал и по тем временам был очень грамотным человеком. В собственной кузне ковал плуги, делал кольчуги, шлемы и занимался изобретательством. Однажды он смастерил велосипед с деревянными колесами и рулем из коровьих рогов, сконструировал нечто похожее на самолет, в котором, говорят, перелетел с одного конца деревни на другой, а сделанную им паровую машину даже увезли в Москву.

 

На Ряжск, Тулу и Елец

В конце 19 века в России завершился промышленный переворот. Быстрыми темпами шло железнодорожное строительство. В 1872 году от Скопина до Тулы прошла экспедиция с целью изыскать возможность прокладки железнодорожного полотна через эти земли. Купцы и промышленники, заинтересованные в капитализации края, немало поспособствовали тому, чтобы было принято положительное решение о строительстве в этих местах железной дороги. Особо подчеркивалось, что «железка», проложенная по этому участку, послужит сбыту тульских товаров в другие губернии. А вскоре получили и распоряжение правительства. Проект «Устава Ряжско-Вяземской железной дороги» от имени правительства был подписан в 1872 году министром финансов Ройтниром и министром путей сообщения графом Бобринским. Компания Ряжско-Вяземской железной дороги купила участки местных землевладельцев, увековечив их в названиях станций: Оболенское, Бобрик-Донской, Хрущевская. Вся дорога была разделена на 6 участков. На третьем из них намечалось строительство станции 2-го класса как большого узла с тремя расходящимися от неё железнодорожными линиями: на Ряжск, Тулу и Елец. Летом 1873 года начались строительные работы, и был заложен первый камень в основу станции Хрущевская.

 

Следующая станция – «Узловая»

Одни засыпали болото, другие возводили насыпь, третьи строили здания для контор, складов, кладовых, бараков, вокзала, водокачки, паровозного депо и других помещений, - так проходили строительные работы на станции Хрущево. От строителей не отставали и купцы, спешившие развернуть здесь торговлю. Они строили и открывали магазины, лавки, палатки, чайные и трактиры. К ноябрю 1873 года было сооружено два дома «деревянных на каменном фундаменте, крытых железом, тесом и гонтом». Утверждение плана строительства этих домов и положило начало основанию пристанционного поселка, ставшего впоследствии городом Узловая.

15 декабря 1874 года состоялось торжественное открытие движения поездов, в том числе и через станцию Хрущевская, название которой среди населения не прижилось. Железнодорожники упорно называли её между собой и даже в документах «узлом», «узелком», что создавало путаницу, поэтому Министерство путей сообщения было вынуждено в 1877 году узаконить распространившееся среди народа название станции «Узловая».

(Продолжение следует)

 

Анна Юрьева по материалам краеведов Узловского района и центральной городской библиотеки

Фото из архива отдела краеведения центральной городской библиотеки