По родной стране: на родине автора марша «Прощание славянки»

ФОТО: Сергей Макеев
Бессмертный марш «Прощание славянки», написанный в 1912 году русским военным музыкантом Василием Ивановичем Агапкиным, приобрел огромную популярность, особенно в годы Первой мировой войны. Не все знают, что родом знаменитый автор из небольшой деревни Шанчерово, расположенной всего в 60-ти километрах от Узловой, на самой границе Рязанской и Тульской областей.
В 2014 году в деревне Шанчерово знаменитому композитору, который дирижировал военным оркестром во время парада на Красной площади 7 ноября 1941 года и участвовал в параде Победы 24 июня 1945 года, был установлен памятник. В 2018 году в соседнем селе Жмурово, где в местной церкви крестили Василия Ивановича, в бывшем административном здании создали «Музей В.И.Агапкина» – отдел Михайловского исторического музея. В экспозиции помимо документов и фотографий прославленного земляка, представлены мемориальные вещи, которыми пользовался композитор, мебель московского периода его жизни, переданная в дар музею родственниками.
Василий Агапкин родился в 1884 году в бедной крестьянской семье. Через год умерла его мать, а отец вместе с детьми переехал в Астрахань на заработки. Там женился второй раз на прачке астраханского порта Анне Матвеевне, а через семь лет, надорвав свои силы на разгрузке барж, умер. Осиротевшие братья и сестры были вынуждены нищенствовать и бродяжничать. Анна Матвеевна, получавшая за свой труд копейки, отправила Василия с двумя сестрами побираться. Семья выживала благодаря подаяниям добрых людей.
Кто знает, как сложилась бы судьба будущего композитора, если бы однажды на улице Василий не услышал военный духовой оркестр. Долго провожая его, он вышагивал в такт и напевал вслед за музыкантами. Полковой дирижер обратил внимание на мальчика, сразу же определив, что у него идеальный слух. На следующий же день мачеха отвела Василия к музыкантам. Там его зачислили учеником в оркестр 308-го резервного Царёвского пехотного батальона в Астрахани. К 14 годам он стал лучшим солистом-корнетистом полка.
С 1911 года Василий Агапкин проходил службу в Тамбове в кавалерийском полку, там же поступил в музыкальное училище на медно-духовое отделение. В 1918 году он добровольцем ушел в Красную армию, где в первом красном гусарском полку организовал духовой оркестр. В 1920 году поступил в органы НКВД, где служил капельмейстером оркестра ВЧК в Тамбове. В 1922 году вместе с оркестром передислоцировался в Москву в 115-й отдельный батальон ВЧК, с 1923 года ставший 17-м особым полком ОГПУ. С 1932 года – капельмейстер Центральной школы ОГПУ (ныне Академия ФСБ РФ).
С началом Великой Отечественной войны Василия Агапкина после присвоения звание военного интенданта первого ранга, назначают начальником духовых оркестров отдельной мотострелковой дивизии имени Дзержинского. Начав свою военную службу в 1894 году девятилетним воспитанником, закончил ее полковником и дирижёром одного из лучших военных творческих коллективов – Образцового оркестра Министерства государственной безопасности СССР. После войны Василий Иванович жил в подмосковном Хотькове, умер 29 октября 1964 года, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. На могиле скромный памятник-стела, на котором высечены ноты марша «Прощание славянки».
Знаменитый марш был написан автором под впечатлением от событий Первой Балканской войны 1912-1913 годов. За долгую историю он стал национальным маршем, самым узнаваемым музыкальным символов Российской Империи, Советского Союза и Российской Федерации. Не один парад, посвященный Великой Победе, не обходится без него. Однако так было не всегда. «Прощание славянки» было под негласным запретом в СССР, потому что воспринимался как белогвардейский. Знаменитое музыкальное произведение было реабилитировано в 1957 года после выхода кинокартины «Летят журавли», в которой марш звучит во время прощания с добровольцами на перроне.
Первый текст на музыку марша «Прощание славянки» появился в 1914 году, автор его неизвестен. Начиная с конца 1960-х годов различными авторами написано несколько вариантов текстов. Среди них Александр Галич, Владимир Лазарев и Александр Мингалёв. Прошло более века, как родилась знаменитая мелодия, но и в наши дни она звучит актуально, трогает души людей и укрепляет боевой дух. А на малую родину Василия Ивановича приезжают почитатели его таланта, чтобы отдать дань уважения человеку, чье творческое наследие объединило несколько эпох, оставив неизгладимый след в музыкальной культуре.
Сергей Макеев
Фоторепортаж