• ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Поиск

Поиск

Узловая – полуторавековой путь: о покорителях земли и неба (часть 7)

Узловая – полуторавековой путь: о покорителях земли и неба (часть 7)
Фото из архива газеты "Знамя"

(Продолжение, начало в выпусках газеты № 5, 6, 7, 8, 9, 10  от 9.02.23, 16.02.2023, 23.02.2023, 2.03.2023, 9.03.2023, 16.03.2023)

Часть 1 - https://znamyuzl.ru/n470972.html;

Часть 2 - https://znamyuzl.ru/n470973.html;

Часть 3 - https://znamyuzl.ru/n470974.html;

Часть 4 - https://znamyuzl.ru/n470975.html;

Часть 5 - https://znamyuzl.ru/n470976.html;

Часть 6 - https://znamyuzl.ru/n470977.html.

 

Вспомним все вместе наших земляков, Героев Великой Отечественной войны, легендарных летчиков с очень непростой судьбой.

 

Совершил 451 боевой вылет

Они встретились в небе над Бродами. Тридцать семь бомбардировщиков «Ю-88» под прикрытием шестерки «Мессершмиттов» неторопливо плыли к аэродрому. Девять истребителей «И-153» под командованием Дмитрия Медведева взмыли в небо. Шли наперехват. Девять против сорока трех. В первом бою 23 июня 1941 года Медведев показал своим летчикам, что врага бьют не числом, а умением. А война только начиналась.

Тысяча четыреста восемнадцать дней и ночей еще будут греметь орудия, вздрагивать от взрывов земля. И двести девяносто восемь раз поднимет в воздух свой легкокрылый истребитель Дмитрий Медведев. Он воевал до самой Победы. Дрался на Юго-Западном и Волховском, на Первом Белорусском, Центральном и на Втором Украинском фронтах. Пятнадцать раз Военный Совет Юго-Западного фронта лично ему поручал разведывательные полеты над тылами гитлеровцев, и каждый раз он доставлял бесценные сведения — основу завтрашних побед. Эти разведывательные полеты были самыми тяжелыми.

Всё это было тогда, когда началась Великая Отечественная, а начиналось всё так мирно и так по-детски наивно и безмятежно. В своей книге «В пылающем небе» Дмитрий Медведев хорошо описал свои воспоминания. Машинисты, кондукторы, кочегары были героями игр его раннего детства. Бывая с отцом в депо, он мог разглядывать паровозы вблизи. В школьных играх часто бывал вожаком. Позже, в старших классах, был избран секретарем комсомольской организации». Шло время.

В конце августа 1935 года пришло официальное извещение о зачислении Медведева курсантом Ейской военно-морской летной школы. После окончания военной школы молодой летчик служит в авиационных частях Белорусского военного округа. Дмитрий Александрович - участник боев с японцами на реке Халхин-Гол в 1939 г. В августе 1939 г. он таранил японский самолет. Совершил 75 боевых вылетов, сбил 3 самолета. Участник советско-финляндской войны.

На фронтах Великой Отечественной с июня 1941 г. Во время войны Дмитрий Медведев совершил 451 боевой вылет, провёл 130 воздушных боёв, уничтожил лично 15 и в группе 16 самолетов. Прошел боевой путь от рядового лётчика до командира истребительного авиационного полка. За безупречное выполнение заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 Мая 1946 года Дмитрий Медведев был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

После войны остался в армии. Окончил Военно-Воздушную академию. Командовал истребительной авиадивизией. В 1959 году окончил Военную академию Генерального штаба, преподавал в Военно-инженерной академии имени Можайского. С 1975 года генерал-лейтенант авиации Дмитрий Медведев - в запасе. Жил в Ленинграде, был председателем Совета ветеранов войны и труда. Умер в 1992 году.

Он был дважды награжден Орденом Ленина, 6 раз орденом Красного знамени, дважды орденом Отечественной войны 1-й степени, Орденом Трудового Красного Знамени, медалями, иностранными орденами. В городе открыт и сквер, названный именем легендарного земляка. В 2017 году его облагородили и осовременили. А в августе 2020 года состоялась церемония открытия бюста Герою. В 2021 году в сквере высадили и новую аллею из берез и кленов. Его имя было присвоено электроцеху локомотивного депо железнодорожной станции Узловая, школе № 59.

 

Выполнил 463 боевых вылета

Еще раз напомним о том, что в школе № 59 учился и наш земляк Герой Советского Союза, военный летчик, майор Николай Трегубов. Учеба давалась Николаю легко. Занимался с удовольствием. Когда пришло время идти в армию, он попросился в военкомате распределить его в Качинскую авиационную школу, которую успешно закончил в 1940-м году. Женился.

А далее по направлению уехал служить в Винницу. Там вместе с женой и встретили войну. Она застала их врасплох, поэтому жена уехала в родную Узловую, а Николай отправился на фронт. В декабре 41-го года в семье Трегубовых родилась дочь Надежда. Трегубов начал воевать в звании лейтенанта в составе 88-го истребительного авиаполка. Во время войны выполнил 463 боевых вылета, провёл 61 воздушный бой, сбил 14 самолетов противника лично и 2 - в группе с другими лётчиками.

Участник Парада Победы. Погиб при исполнении служебных обязанностей. Похоронен в Братской могиле у Вечного огня на площади Победы в родной Узловой. Его имя присвоено улице города, где он жил до призыва в армию. Его имя увековечено на памятных досках, установленных на здании администрации города и школы 59. Имя Трегубова носит бывшая улица под названием Первая Садовая, на которой он и вырос. (Про улицу Трегубова расскажем в одном из наших следующих выпусков газеты).

 

А ещё он художник, поэт и музыкант

Узловчавнин по происхождению, летчик-фронтовик, художник, поэт, музыкант, участник Парада Победы, Герой России, Почетный гражданин нашего города Иван Рубцов. Прославился он на всю страну во время Великой Отечественной войны. Он не раз находился на грани жизни и смерти. Таких людей как Иван Федорович в народе называют правдолюбами. И жизнь их совсем не сахар. В годы войны его дважды отдавали под трибунал и дважды представляли к Званию Героя Советского Союза.

Золотую звезду он все же получил, правда, лишь спустя полвека. В Красной Армии с 1940 года. Вместе с товарищами самовольно покинул Сталинградское авиаучилище и уехал на фронт в июле 1943 года. Сражался на Северо-Кавказском и 2-м Белорусском фронтах в составе 4-й воздушной армии.

Участвовал в Новороссийско-Таманской, Керченско-Эльтигенской, Крымской, Белорусской, Восточно-Прусской, Восточно-Померанской и Берлинской наступательных операциях. Был летчиком, командиром звена, заместителем командира эскадрильи. В 1944 году, в возрасте 20-ти лет, офицер Рубцов становится командиром истребительной авиационной эскадрильи 979-го истребительного авиационного полка 4-й воздушной армии.

Рубцовым проведено 75 воздушных боев, сбито 12 самолетов врага лично и 1 - в группе. Еще 4 самолета врага сжег штурмовыми ударами на их собственных аэродромах. Награжден двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени, тремя орденами Красной Звезды, медалями, иностранными орденами. В школе он занимался всеми видами спорта, прыгал с парашютной вышки, был единственным учеником средней школы № 1, имевшим все четыре оборонных значка, в том числе и ГТО.

10 классов окончил с отличием и имел право поступать в любой вуз без вступительных экзаменов. Выбрал механический в Сталинграде. После окончания войны Иван Федорович продолжал служить, окончил два высших учебных заведения, защитил кандидатскую диссертацию, стал старшим инспектором в управлении фронтовой авиации и боевой подготовки Главного штаба ВВС.

Работал ответственным секретарем по проблемам безопасности летательных аппаратов в Государственном комитете по обеспечению безопасности авиационных и космических полетов, после гибели первого космонавта Земли Юрия Гагарина Рубцов был включен в комиссию по расследованию причин трагедии. Он единственный назвал конкретных виновников аварии поименно.

Пришлось уйти с высокого поста. Но отечественная авиация должна быть благодарна ему: именно он ввел такое понятие, как «предпосылки к летному происшествию» и разработал методику их выявления и устранения. Именно по его инициативе в нашей стране внедрили автоматические самописцы («черные ящики»), объективно повествующие после катастрофы о ее причинах. Летчик-ас, полковник, кандидат технических наук был одарен еще и творчески: прекрасно рисовал, писал стихи, состоял членом Союза писателей России, написал книги «Моя высота», «Исповедь фронтовика», «Запоздалая осень».

Играл на аккордеоне и рояле, сочинял музыку. Причем был самоучкой– нотную грамоту, живопись и литературные навыки осваивал самостоятельно. Любил стихи своего однофамильца Николая Рубцова. Ушел из жизни великий летчик в 2013 году в 90-летнем возрасте.

 

От рядового лётчика до штурмана полка

«Я горд тем, что был в первых рядах защитников Родины», — пишет славный летчик в своих воспоминаниях. С фашистскими пиратами Иван Королев встретился лицом к лицу в первый же день войны, в голубом небе Одессы. Он родился в деревне Ламки Узловского района Тульской области в семье крестьянина. В летние каникулы трудился в колхозе: пахал, боронил, выполнял многие другие работы. Рос крепышом. Увлекался рисованием и после семилетки поехал в Москву, чтобы поступить в художественное училище. Однако судьба распорядилась иначе. Закончив школу, он поступил в техникум паровозного хозяйства и параллельно в аэроклуб Метростроя.

В 1939 году был зачислен в Борисоглебскую военно-авиационную школу лётчиков имени Чкалова. Высоким именем лётчика - истребителя Младшего лейтенанта Ивана Королёва назвал в приказе Нарком обороны 5 Ноября 1939 года. Иван отлично владел самолётом И-16. На это обратил внимание строгий командир эскадрильи. Он и направил Ивана Королёва на курсы командиров звеньев, чтобы ещё малость подучиться и потом учить других. Служил в частях ВВС Ленинградского, Калининского и Одесского военных округов. С 22 июня 1941 года лейтенант Королёв на фронтах Великой Отечественной войны.

Он был командиром звена, заместителем командира и командиром эскадрильи, штурманом полка. Воевал на Южном, Юго-Западном, Сталинградском, 4-м Украинском, 3-м Белорусском и 1-м Белорусском фронтах. Летал на разных самолетах. К сентябрю 1941 года командир звена 69-го истребительного авиационного полка совершил 129 боевых вылетов. Удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". С конца Июля 1942 года Королёв воевал на Сталинградском фронте. Имя его повторялось в боевых донесениях и сводках.

За победы в небе Сталинграда Королёв был удостоен двух орденов Красного Знамени. Он был одним из лучших. Ведь именно по инициативе Королёва был внедрён в практику боевой работы полка такой важный элемент воздушного боя, как разворот "все вдруг". К маю 1945 года Королёв совершил 408 боевых, в воздушных боях сбил лично 7 и в составе группы 3 самолёта противника. После окончания войны продолжал службу в ВВС. В 1950 году окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы ВВС.

Работал инспектором по технике пилотирования, потом преподавателем. В 1957 году окончил Военно-Воздушную академию. Был научным сотрудником и начальником отдела редакции журнала "Вестник Противовоздушной обороны". С июня 1959 года Королёв Гвардии полковник - в запасе. В 1960-1979 гг. работал инженером в НИИ технологии и организации производства. Жил в Москве. Умер герой советского союза 18 августа 1981 года, похоронен на Химкинском кладбище.

От электромонтёра и солдата до генерала

Николай Мусатов - командир 13-го гвардейского Краснознамённого морского разведывательного Констанцского авиационного полка 2-й гвардейской минно-торпедной авиационной дивизии военно-воздушных сил (ВВС) Черноморского флота, гвардии подполковник.

Родился в ноябре 1911 года в селе Каменка в крестьянской семье. До 1929 года работал на кирпичном заводе станции «Купавка», а после переезда в 1929 году с семьёй в город Воскресенск Московской области - на строительстве Воскресенского химического комбината. Окончил 2 курса московского строительно-индустриального техникума. Работал электромонтёром. В 1935 году окончил Ейскую военную авиационную школу пилотов. Участвовал в советско-финляндской войне 1939-40 годов.

В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. К маю 1945 года совершил лично 247 успешных боевых вылетов. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Николай Мусатов закончил войну в Болгарии. Далее продолжал службу в морской авиации, окончил Военно-воздушную академию.

С 1961 года генерал-майор авиации ушел в запас по болезни. Жил в Ленинграде. Умер 17 октября 1965 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Серафимовском кладбище. Награждён орденом Ленина, 3-я орденами Красного Знамени, орденами Ушакова 2-й степени, Нахимова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, 2-я орденами Красной Звезды, медалями. Долог и нелегок был путь Николая Алексеевича от электромонтера и солдата до генерала.

Пять героических судеб, невероятное мужество и бесстрашие. Честь и хвала нашим доблестным землякам.

 

(Продолжение следует…)

 

Анна Юрьева по материалам узловских краеведов и сотрудников центральной библиотеки

Фото из архива и Сергея Макеева