Максим Сергеев: жизнь под перестук колёс

ФОТО: Александр Хорев
Кто-то может сказать, что помощник машиниста – это не такая заметная и престижная специальность. Это как бы второй пилот в самолёте, которого можно назвать «тенью» своего начальника. Однако важность помощника машиниста сложно переоценить. У него много ответственных обязанностей, без которых невозможно чёткое движение локомотива. С 2023 года, в последнюю пятницу марта, в системе РЖД отмечается новый корпоративный праздник – День машиниста. Накануне этой даты состоялась наша беседа со студентом четвёртого курса техникума железнодорожного транспорта имени Б.Ф.Сафонова Максимом Сергеевым, который уже больше года работает помощником машиниста в локомотивном депо Узловая имени Героя Социалистического Труда К.Я. Золотарёва Московской железной дороги:
- Максим, кому подойдёт профессия помощника машиниста? Почему она востребована?
- На мой взгляд, это чисто мужская профессия, хотя могут трудиться и женщины. Самые главные качества в работе – это выносливость и внимание. Помощник машиниста всегда должен быть готов к жизни по графику: экстренно выйти в ночную смену, ликвидировать поломку локомотива, устранить препятствие на дороге и другое. Профессия будет востребована всегда, так как железнодорожный транспорт постоянно развивается и является ведущей отраслью нашей страны.
- Мог бы ты работать в бригаде с женщиной-машинистом?
- Знаю, что соответствующим указом с 2021 года эта профессия стала доступна для женщин. На станции Ожерелье несколько раз видел электричку на Москву, где за пультом управления были представители слабого пола – машинист и помощник. Однако точный ответ на этот вопрос дать не могу, так как нет такого опыта. Но если женщина-машинист будет квалифицированным специалистом, мастером своего дела, то почему бы и нет.
- Почему решил учиться в техникуме железнодорожного транспорта имени Б.Ф.Сафонова? Родители тебя поддержали в выборе профессии?
- С детства слышал перестук колёс проходящих поездов. Когда видел тепловоз или вокзал, то моей радости не было предела. Правда, в девятом классе думал о поступлении в строительный или информационный колледжи, но свою детскую мечту – управлять локомотивом, трудиться на стальной магистрали – никогда не забывал. В итоге она взяла верх, поступил в техникум железнодорожного транспорта имени Б.Ф.Сафонова, в котором преподают отличные специалисты своего дела. Моим мастером является Игорь Александрович Фрей. Родители меня во всём поддерживают, хорошо знают мою любовь к железной дороге.
- Максим, есть ли у тебя в роду железнодорожники?
- В моей родословной много достойных профессий: медики, строители, педагоги. Мама – Оксана Владимировна Сергеева трудится в школе № 9 посёлка Каменецкий учителем химии, биологии и физики. Есть и железнодорожники. Мой прадед Иван Кириллович Юдаков работал кочегаром на паровозе в Узловой, фронтовик, ветеран Великой Отечественной войны. Есть двоюродный брат из Донбасса – машинист локомотива.
- Какие обязанности помощника машиниста? Плюсы и минусы в работе?
- Он должен знать правила технической эксплуатации железных дорог, обслуживание тормозного оборудования, действия при нестандартных и аварийных ситуациях, устройство локомотива. Во время движения необходимо зорко смотреть на дорогу, обращать внимание на показания светофоров, железнодорожные переезды, стрелочные переводы и препятствия на пути. Всегда необходимо следить за общим состоянием тепловоза и всего состава. В работе важна каждая деталь: уровень масла в картере дизеля, компрессоре, количество воды в расширительном баке, число тормозных башмаков, огнетушителей, техника безопасности и многое другое. Из плюсов в работе могу выделить высокую зарплату, новые знакомства, романтику путешествий. Из минусов – ненормированный рабочий день, жизнь под перестук колёс. Однако ко всему можно привыкнуть. Все железнодорожники – это большая семья, где каждый готов помочь друг другу, протянуть руку помощи и поддержки.
- Как обстоит дело с техникой безопасности?
- За этим очень строгий контроль. Помощнику машиниста выдаётся специальная огнеупорная рабочая форма со светоотражателями. Есть сигнальный жилет, защитные очки. Ещё одеваем наушники, чтобы не оглохнуть при осмотре работающего дизеля. Помощник должен иметь третью группу по электробезопасности, так как работает с высоковольтным оборудованием. Если нарушить хоть одно правило, то будут повторные инструктажи и экзамен.
- Мечтаешь о карьере? Кем бы хотел стать в итоге?
- Помощник всегда стремиться стать машинистом. Но у меня это не конечная цель, планирую дорасти до машиниста-инструктора. Понимаю, что это долгий и нелёгкий путь, к нему буду стремиться. Готов к любым трудностям.
- Максим, какой твой маршрут следования и график работы?
- В основном езжу по направлениям: Узловая – Елец – Ожерелье – Сухиничи – Калуга. Иногда движемся по электрифицированному участку Маклец – Бобрик-Донской или как его называют «Новомосковское кольцо». Тружусь на разных сериях тепловозов, но особенно хочется отметить легендарную машину 4ТЭ10С-0001 или как его называют в депо «копейка». График работы - по вызову. Максимальная смена до 12 часов. Выходные скользящие, в среднем 2-3 дня. К примеру, одни отдыхают в воскресенье, другие во вторник. Норма часов в разные месяцы составляет от 176 до 184.
- Когда лучше работать днём или ночью? Погодные условия оказывают воздействие?
- Конечно днём. В это время чувствуешь себя бодрее и сильнее. А ночью работать тяжело, но если заранее хорошо выспаться, выпить чашку кофе, то будет намного легче. Кстати, энергетики категорически употреблять нельзя. На медкомиссии измеряют давление, пульс, алкоголь. Там показания будут ужасными. В общем, ночью трудиться сложнее, но есть незабываемая атмосфера умиротворения. Скажу и про погодные условия. Например, в дождь и снег видимость плохая, колёсные пары, особенно на подъёме, начинают буксовать. А гружёный поезд в 40-50 вагонов весит от четырёх до шести тонн. Поэтому, чтобы избежать аварии мы подаём песок на рельсы.
- Максим, расскажи, как обычно проходит рейс? Готовишься заранее?
- За несколько часов до поездки собираю рюкзак. Беру еду, термос с кипятком, бутылку воды, кофе, папку с документами. Ещё с собой ношу рабочую сумку, где лежат инструменты, тряпки и специальная паста, чтобы смывать грязь с кожи. Если поездка долгая, к примеру – в Елец или Сухиничи, то спим и питаемся в доме отдыха локомотивных бригад. А если отправляемся недалеко, к примеру, на Ожерелье, то едим в кабине. Чайника, микроволновки и холодильника в тепловозе нет. Машинист и помощник – это люди, на которых ложится большая ответственность. Расскажу один случай. Подъезжаем мы к переезду, а там какой-то внедорожник едет на запрещённый сигнал светофора. Начинаю тифонить, то есть подавать сигнал большой громкости, машинист готов применить экстренное торможение. Водитель успел уехать, всё обошлось, но нервы у нас были на пределе.
- Как считаешь, с появлением искусственного интеллекта, не умрёт ли профессия машиниста? Может, вскоре тепловозы будут водить роботы?
- Думаю, что они в полной мере не смогут заменить человека. Если произойдёт неисправность в дороге, наезд на препятствие, пожар – роботы не обучены, как всё это устранить. Но новые технологии продолжают влиять на многие отрасли, включая железнодорожный транспорт. Порой они могут угрожать традиционным рабочим местам машиниста и помощника, но также открывают ранее не известные возможности для тех, кто готов развиваться, идти в ногу со временем.
- Есть ли народные железнодорожные названия, профессиональный сленг на работе?
- Таких слов очень много. «Механик» - так называют машиниста. «Помогала» - его помощник. «Дежурка» - служебный транспорт для локомотивной бригады. «Отдыхаловка» - дом отдыха локомотивных бригад. А сколько прозвищ тепловозов: «Маруська» (2ТЭ10М), «Машка» (2М62), «Копейка» (4ТЭ10С-0001), «Чмуха» (ЧМЭ3), «Каэмка» (2ТЭ25КМ), «Ушка» (2ТЭ10У), «Тапок» (ТЭП70/БС) и другие.
- Твои советы и наставления студентам, которые придут работать помощниками машинистов:
- Наберитесь выносливости и терпения, стремитесь узнавать новое. Самое тяжёлое время первые два-три месяца, потом втягиваешься в работу и привыкаешь. Самое главное – это хорошие отношения с коллегами, особенно с машинистом. Ведь если вы не можете найти общего языка, то о какой слаженной работе и безопасности движения может идти речь?
Александр Хорев
Фоторепортаж