По родной стране: Театральный променад по Орлу

- 09.02.2025 17:01
- Фото Сергея Макеева
Люблю Орел. Есть в нем такая «ламповая» атмосфера, которая отсылает к советским временам. То есть к таким, когда смотришь старое кино и понимаешь, что «люди были добрее, деревья выше, а трава зеленее…»
Не знаю с чем это связано. Может быть потому, что Орловская земля имеет богатое культурное наследие: Иван Тургенев, Николай Лесков, Леонид Андреев, Иван Бунин - в представлении не нуждаются. Может быть потому, что в городе практически отсутствует производство и он очень медленно развивается, люди живут свою жизнь не пытаясь прыгнуть выше головы. А может быть потому, что здесь очень активная культурная жизнь.
Есть здесь высшее учебное заведение под названием Орловский государственный институт искусств и культуры (ОГИИК). Точнее был. Несколько лет назад «искусство» из него убрали и теперь это ОГИК. Однако он поставляет очень много кадров, как в сам Орел, так и в близлежащие регионы. А некоторых выпускников можно встретить и в отдаленных уголках нашей необъятной страны. Само собой, многие пробуют свои силы в Москве и Санкт-Петербурге. Мог бы много рассказать про судьбы выпускников, так как сам являюсь одним из них, ведь каждая из судеб достойна отдельного внимания. Но в этот раз познакомлю вас непосредственно с театральной жизнью Орла.
Посетив недавно город, где меня формировали как творческую личность, был приятно удивлен тому, насколько в нем тепло и уютно, как и двадцать лет назад. Посещая его каждое лето, обычно приезжал сюда в театральный отпуск, который выпадает на июль месяц, а тут удалось выбраться посреди сезона и посетить пару постановок. Посетил бы и три, но ведущий театр города «Свободное пространство» уехал на гастроли. Во времена моего студенчества он гремел на всю центральную Россию. Конечно хотелось бы увидеть каков он сейчас, особенно после реконструкции здания. Но увы… Однако мои знакомые говорят, что марку он держит. Например, недавно коллектив театра номинировался на соискание премии «Золотая маска» со спектаклем «Яга». В своё время здесь работал Дмитрий Зайцев, сейчас у него псевдоним Дмитрий Ермак. Он играет в главных мюзиклах страны и является обладателем самой желанной театральной премии России. А учился он, кстати, всё в том же Орловском институте культуры.
Отсмотрел спектакль и на малой сцене ОГАТа (Орловский Государственный Академический Театр) им. И.С. Тургенева. Могу сказать, что он вполне соответствует своему уровню. Это была постановка по пьесе Елены Исаевой «Про мою маму и про меня…». Добротно, легко, атмосферно. Особенно хочется выделить главную героиню в исполнении Елизаветы Рыбянцовой. Как артист знаю, насколько трудно произносить со сцены текст интимный, переживательный при отсутствии активного действия, а она справилась с этой задачей очень хорошо. А ещё там играла Татьяна Симоненко заслуженная артистка России. И её мастерство на сцене вполне соответствовало её званию. Мне сложно описать сюжет пьесы, режиссерские приемы, или образ спектакля, не углубляясь в полемику. Но одно могу сказать точно - если вы окажетесь в Орле и увидите, что вечером идёт этот спектакль – сходите, оно того стоит.
Ну и главное, это экспериментальная постановка в камерном театре «Русский стиль имени М.М. Бахтина». Ради этого просмотра и затевалась поездка. Поставлена она в рамках реализации грантов от «Союза театральных деятелей РФ». Актриса театра Ольга Тищенко написала и поставила самостоятельную режиссерскую работу «До самого неба». Увиденное вообще не поддаётся описанию. Сценическое действие настолько плотно «вяжется» образами и символами, что иногда ты не успеваешь их разгадать. А это хороший знак, поскольку побуждает к повторному просмотру, осуществив который можно вскопнуть ещё один пласт смысловой нагрузки, который с первого раза можно не разглядеть. Спектакли, где форма преобладает над содержанием, они такие… Это притча о том, как одна женщина допустив ошибку, прожила всю жизнь в ненависти и желчи. И близких «одаривала» тем же самым.
А когда пришла пора прощаться с этим миром, выяснилось, что и нет у неё ничего больше… Хотя сейчас я лукавлю, развязку этого спектакля точно стоит воспринимать своими органами восприятия, специально употребил множественное число, так как одного зрения будет мало…
Рассказал это создателям спектакля, поделюсь и с вами: «безмерно счастлив, от напоминания, что жизнь каждого человека, это притча и что вынесут из неё наши потомки - зависит только от нас». Именно с такими просветленными мыслями я выходил из зала. Артисты были на высоте. В самостоятельных работах вообще не «схалтуришь», на то они и самостоятельные, что добровольные. Значит приступая к ней ты «горишь» сердцем за искусство, а не идешь работать за зарплату. Но отдельно хотелось бы выделить исполнительницу центральной роли «Свекрови» Елену Ермакову. Её перевоплощение из девушки в старуху заставило мою челюсть отвиснуть. Что бы масочное существование сделать органичным нужно приложить много усилий, а она и её коллеги справились с этим легко. Или мне показалось, что легко, во всяком случае напряжение и фальшь не ощущались.
Хочется передать низкий земной поклон всему коллективу театра «Русский стиль» за то, что не изменяют традициям. Ведь эта площадка изначально задумывалась как экспериментальная. Где господствовал поиск новых форм над бытовыми комедиями и драмами…
Вот такой он, нынешний театральный Орел. Желаю вам его посетить и на собственном примере убедиться в кипящей там бурной творческой жизни. А орловачане пусть ходят с высоко поднятой головой, ведь им так повезло оказаться в эпицентре этого бурления.
Максим Игнатов
Фото Сергея Макеева