Константин Резвов: от машиниста тепловоза до мастера
- 02.10.2024 11:31
- Фото Александра Хорева
Из стен техникума железнодорожного транспорта имени Б.Ф. Сафонова выходят во взрослую жизнь немало талантливых ребят, хороших специалистов «железнодорожных магистралей».
Мастер производственного обучения Константин Резвов гордится своими студентами. Как ему удаётся развивать у них умение и желание учиться и совершенствоваться? Как стать справедливым наставником? Какое его профессиональное кредо? Об этом и многом другом мы беседовали накануне Дня среднего профессионального образования.
- Константин Юрьевич, несколько слов о своей биографии. Почему Вы решили стать машинистом тепловоза?
- Родился 12 августа 1968 года в Узловой, с 1975 по 1985 годы учился в средней школе № 20, потом поступил в СПТУ-31 (ныне техникум железнодорожного транспорта имени Б.Ф. Сафонова). В 1986 году призвали в ряды Советской Армии, служил в войсках космической связи в Ленинграде. В 1988 году вернулся в СПТУ-31 и через год окончил училище с отличием, получил диплом машиниста тепловоза. Далее началась трудовая жизнь в узловском локомотивном депо, где отработал 29 лет до августа 2018 года. За это время прошёл путь от помощника машиниста до заместителя начальника депо по эксплуатации, заочно получил высшее образование в Российской открытой академии транспорта. Основное время трудился машинистом тепловоза, чуть меньше машинистом-инструктором по автотормозам. С этой должности ушёл на заслуженный отдых.
- Какое событие или человек повлияли на Ваше профессиональное становление?
- Я родился в семье железнодорожников. Мой дед Михаил Васильевич Игнатов был начальником узловской дистанции пути (ПЧ-36), отец Юрий Иванович Резвов получил профессию мастера искусственных сооружений, тоже работал в этой организации. Мама – Зинаида Ивановна Резвова трудилась врачом-терапевтом в ЦРБ, хотя она и не была связана с железной дорогой, но в выборе профессии поддерживала. По словам родителей меня невозможно было увести с вокзала станции Узловая-1, всё смотрел на проходящие поезда. Сколько себя помню – всегда хотел быть машинистом тепловоза. В семье даже шутка такая сложилась, что я родился с контроллером, то есть с аппаратом, с помощью которого управляют дизельным двигателем. Ещё на моё профессиональное становление повлияли Владимир Викторович Юдин, Вениамин Егорович Золотухин, Александр Дмитриевич Дёмин – все машинисты тепловоза с большой буквы. Всё, чего я достиг - обязан им.
- Константин Юрьевич, наверняка у Вас есть интересные случаи из трудовой жизни?
- Работая машинистом-инструктором, получил незабываемые впечатления, когда сопровождал ретро-поезд, также передислоцировал бронепоезд со станции Узловая-1 до Тулы, а ещё управлял пассажирским поездом, в котором ехал российский политик, лидер ЛДПР Владимир Жириновский во время предвыборной кампании.
- Как Вы перешли в педагоги, точнее в мастера производственного обучения?
- Пройдя насыщенный трудовой путь в локомотивном депо Узловая, я получил огромный опыт. Для себя решил, что надо передать его молодому поколению. С октября 2018 по август 2022 гг. работал преподавателем в Московском учебном центре профессиональных квалификаций (тульское подразделение), а с 1 сентября 2022 года тружусь в техникуме железнодорожного транспорта имени Б.Ф.Сафонова мастером производственного обучения. Ещё преподаю предметы: устройство и техническое обслуживание тепловоза, правила технической эксплуатации и модуль специальной дисциплины.
- Ваш первый день работы в техникуме, что запомнилось?
- Мне дали группу № 15 машинистов первого курса. Вначале встретился с родителями, рассказал про профессию, про правила поведения в техникуме. Во многом мне всегда помогает куратор группы Тамара Николаевна Хохлова, за что я ей очень благодарен. В первый день всё прошло отлично, обратная связь от родителей была получена.
- Каким должен быть современный мастер производственного обучения? Что самое главное в профессии?
- Быть многосторонним: хорошо знать свой предмет, показать свои практические навыки. Должен находить подход к каждому студенту, заниматься самообразованием. Главное – оставаться человеком. Давать знания – это только половина дела, важно проводить воспитательный процесс, в результате которого студенты станут всесторонне развитыми личностями, достойными гражданами России.
- Ваше профессиональное кредо. Сформулируйте его кратко.
- На хорошем тепловозе сможет ездить любой, а вот как приехать на тепловозе, который ломается? Ответу на этот и другие вопросы учу студентов, рассказываю, как устранить неисправности своими силами, справиться с внештатными ситуациями. Теорию совмещаю с практикой в депо. Как мастер всегда говорю, что сейчас специалисты-железнодорожники востребованы на рынке труда, особенно помощники машиниста.
- Расскажите о Ваших студентах. Вы им друг или справедливый наставник?
- Сейчас моя группа уже на третьем курсе. Юноши отличные, но бывают проблемы, которые оперативно решаются. Считаю, что мастер для обучающихся – это справедливый наставник, который процесс воспитания строит на личном примере и взаимоуважении. Самое основное – он должен хорошо учить, но не забывать, что уча других, он учится и сам. В общем, трудного ничего нет, если ты хорошо подготовлен к занятиям, ко всему, тогда всё получится.
- Какую бы книгу Вы посоветовали прочитать каждому студенту?
- Роман писателя Валентина Каверина «Два капитана». Книга о дружбе, товариществе, любви, романтике, приключениях и о том, что в жизни необходимо «бороться и искать, найти и не сдаваться!» Прочитайте, сильная книга. Есть и одноимённый фильм.
- 2024 является Годом семьи. Расскажите несколько слов о своей семье.
- У меня красавица жена, четверо детей, три внука, одна внучка и знаменитая тётя. Супруга Светлана трудилась на тульской таможне, ветеран труда, награждена медалями, сейчас работает в Новомосковском водоканале машинистом насосных установок. С железнодорожной профессией свою жизнь связали двое: дочь Настя – стала оператором в эксплуатационном вагонном депо Узловая, сын Юрий окончил техникум железнодорожного транспорта имени Б.Ф.Сафонова, работал помощником машиниста, сейчас служит в армии. После демобилизации планирует вернуться в профессию. Ещё одна дочь Настя – педагог-психолог в детском саду. Дочь Наталья трудится медсестрой в кардиологическом центре имени А.Н.Бакулева в Москве. Моя тётя Людмила Ивановна Резвова ветеран педагогического труда, около полувека отработала учителем химии в школе № 22, краевед. У меня есть свой дом, семья, поэтому я самый счастливый человек.
- Как Вы проводите своё свободное время?
- Люблю играть на гитаре, слушаю хорошую музыку, читаю, много времени занимаюсь обустройством жилья. Домашний очаг, семья – это главное.
- Ваш совет, пожелание современным студентам.
- Научиться учиться, как можно дольше сохранить желание узнавать что-то новое, развивать способности, заниматься самообразованием. Коллектив преподавателей и мастеров в техникуме очень сильный, с богатым опытом. Поэтому мой совет такой: берите от нас знания и несите в профессиональную жизнь.
Александр Хорев
Фото автора