Главное
Победы узловских легкоатлетов
Узловчане говорили о Бродском
Инфраструктура для жизни
Мы в соцсетях:
  • Новости
  • Статьи
  • Фоторепортажи
  • Победа-80
  • Рубрики
    • В районе
    • В городе
    • Важное
    • Победа одна на всех
    • Здоровье
    • Регион
    • Новости компаний
    • СвоихНеБросаем
  • Контакты
Logo
Logo
  1. Главная
  2. Ко дню Тульской области
  3. Обнаружили остатки Епифанского шлюза

Обнаружили остатки Епифанского шлюза

  • 28.08.2019 12:43
Обнаружили остатки Епифанского шлюза

Археологи музея-заповедника «Куликово поле» обнаружили остатки Епифанского шлюза

Вот уже одиннадцать лет совместная экспедиция Государственного музея-заповедника «Куликово поле» и Института истории естествознание и техники РАН проводят совместные комплексные исследования объектов и сооружений Ивановского канала. Это один из самых ранних гидротехнических проектов в России, лично задуманный Петром Великим и осуществлявшийся под его непосредственным контролем. Незаслуженно забытый сегодня, по своему значению, масштабам и месту в истории Ивановский канал для Тульского края такая же визитная карточка как Оружейный завод, Ясная Поляна, Поленово, Куликово поле.

За прошедшие годы научные сотрудники Москвы и Тулы совершили десятки пеших маршрутов вдоль речных русел, внимательно присматриваясь к особенностям рельефа, древним валам, остаткам мельниц, спрямлённым речным руслам. Где-то приходилось плыть и на лодках, осматривая речное дно. Как ни странно, местное население до сих пор помнит о той грандиозной стройке, которая была здесь три столетия назад. «Да тут рыли при царе Петре» - рассказывают бабушки исследователям, указывая рукой на валы вдоль Дона. Постепенно ученые начали понимать и соотносить архивные описания с теми объектами, которые сохранились до нашего времени. Чтобы прояснить для себя картину прошлого, на наиболее перспективных участках была проведена геомагнитная съемка и электроразведка. Затем, по итогам этих исследований, было проведено пробное бурение, а следом разведочный шурф в устье Иваньковского ручья на Дону – первый, пусть и небольшой раскоп, на месте речного шлюза петровского времени.

Археологам музея-заповедника «Куликово поле» улыбнулась удача. В шурфе, на глубине всего 80 см были обнаружены остатки каменного основания пола шлюза в виде скопления дикого известнякового камня, среди которого попадались большие глыбы известняка. В самом углу шурфа были расчищены два белокаменных известняковых блока с остатками известкового раствора, из которых были сложены стены шлюза. Оба блока были извлечены на поверхность и вскоре станут экспонатами будущей музейной экспозиции в Епифани, посвященной Ивановскому каналу. И, если до будущей выставки еще далеко, то уже в конце этого года музей-заповедник «Куликово поле» выпустит книгу Игоря Юркина «Водный тракт Куликова поля», рассказывающую об Ивановском канале. Археологам же предстоит провести серию раскопов, чтобы проникнуть в тайны грандиозной стройки начала XVIII века.


Об истории строительства Ивановского канала Петра Первого

Для чего строили более чем 200 верстную водную систему, которая начиналась в Туле и заканчивалась уже в рязанских землях? Как мы помним из истории, конец XVII столетия знаменовался завоеванием Россией у Турции Азова и прилегающих к нему территорий. Тут же на завоеванных землях начали возводиться новые крепости, и на Воронежской верфи строилась военная флотилия. Эти стройки требовали массу вооружения, промышленных материалов, металла, снаряжения и много другого, чего могла дать только центральная Россия с ее заводами и мануфактурами. Сухопутным путем по русским дорогам все это везти было тяжело и дорого. Требовался сравнительно дешевый и оборотистый водный путь, которого – увы! – природа не создала. Тогда и решили поженить Дон через Иван-Озеро, Шат и Упу с Окой и Волгой.

О том, какое значение строительству Ивановского канала придавал царь Петр, говорит уже то, что он лично, по крайней мере, трижды посещал Епифанский уезд, где тысячи работных людей и пленных шведов по колено в воде и грязи рыли каналы, забивали сваи, укладывали каменные стены шлюзов. Начальником канального строительства по царскому указу был назначен князь Матвей Петрович Гагарин – ближайший сподвижник Петра, комендант Москвы, губернатор огромной Сибирской провинции.

Работы начались не позднее лета 1701 года. В первые шесть лет было построено 24 шлюза. Чтобы представить себе объемы работ, надо сказать, что одновременно на канале в отдельные годы трудилось более 20 тысяч рабочих. Стройку обеспечивали 66 тысяч дворов из 15 уездов и городов центральной России. Спрямлялись речные петли, углублялись русла рек, строились земляные дамбы, каменные шлюзы, дороги, хранилища строительных материалов. Весной 1707 года из Упы и Шата в Дон прошли первые 300 купеческих судов. Стройка активно продолжалась еще четыре года. Но… в 1711 года после неудачной для России войны с Турцией пришлось вернуть обратно Азов, уничтожить все новые крепости в Приазовье, сжечь Воронежскую флотилию. Товары и припасы по Дону везти уже было некуда. Ивановский канал стал не нужен. Но столько средств и сил было вложено в этот проект, что канал продолжали строить вплоть до 1720 года. Всего было построено 33 шлюза устроено более 40 км рукотворных каналов вдоль верховий Шата и Дона. Но умер Петр, последующие царственные особы иногда вспоминали об Ивановском канале, посылали комиссии и рисовали новые проекты. Талые воды постепенно разрушали шлюзовые сооружения, местное население потихоньку разворовывало строительные материалы, предприимчивые хозяева переделывали шлюзы на водные мельницы. Окончательно проект был закрыт при Николае I в 1839 году как экономически невыгодный.

О великой стройке петровских начинаний начала XVIII столетия практически забыли, если бы не написанная в 1926 году одна из лучших повестей Андрея Платонова «Епифанские шлюзы». Знаменитое Иван-Озеро в 1932 году опустилось на дно Шатского водохранилища. История Ивановского канала лишь вкратце описывалась на страницах краеведческой и научной литературы. Отчасти это объяснялось тем, что документов, чертежей, схем, карт о строительстве канала практически не сохранилось. Потому ученые столкнулись с большими трудностями, когда в 2007 году приступили к изучению остатков этого гидротехнического сооружения. Сохранилось и много, и мало. До сих пор вдоль Дона на десятки километров тянутся ровные линии валов канала.

Читайте также

День города и области отметили в Туле

  • 10 сентября 2023 10:48

Площадь Ленина с утра собрала любителей спорта на «Магнит Тульский велофестиваль». Гостей и участников большого спортивного праздника приветствовал Дмитрий Яковлев.

Читать далее

Названы победители фотоконкурса «Тула молодая»

  • 09 сентября 2023 19:00

Сегодня на Казанской набережной Молпарламент и областная Дума уже в 14-й раз провели выставку фотографий туляков.

Читать далее

Бояре, а мы к вам пришли!

  • 09 сентября 2023 17:56

В День города-героя Тулы и Тульской области в ремесленном дворе «Добродей» состоялся Областной фестиваль национальных игр «Бояре, а мы к вам пришли!».

Читать далее

Лента новостей

Победы узловских легкоатлетов
  • 16:00
Узловчане говорили о Бродском
  • 15:31
Инфраструктура для жизни
  • 15:00
Росгвардия обеспечила безопасность проведения праздничных мероприятий в Тульской области
  • 14:27
Как Узловая встречала Великую Победу
  • 14:00
В перечень «Земли для туризма» включено 53 земельных участка и территории по Тульской области
  • 13:00
В Новомосковске бригаде скорой помощи пришлось дважды запускать сердце 68-летнего мужчины
  • 12:30
Все новости

Мы в соцсетях

  • Телеграм
  • Одноклассники
  • Вконтакте

Самое читаемое

1.

С 24 по 30 апреля пройдет в Тульской области Единая неделя иммунизации
  • 15:00 13 апреля 2025

2.

В Тульской области амнистировано более 7 тысяч гаражей
  • 15:30 13 апреля 2025

3.

День Победы в Узловой
  • 12:00 08 мая 2025

4.

Росгвардейцы за неделю пресекли более 30 административных правонарушений в Тульской области
  • 18:00 14 апреля 2025

5.

Узловчане побывали на краю земли и почувствовали дыхание Ледовитого океана
  • 17:00 12 апреля 2025

© 2024, Сетевое издание ЗНАМЯ. УЗЛОВСКИЙ РАЙОН (znamyuzl.ru).
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 15.07.2021.
Регистрационный номер ЭЛ № ФС 77 - 81509
Учредитель: государственное учреждение Тульской области «Информационное агентство «Регион 71».

Главный редактор: Ж.Ю. Ситкарь.
Адрес редакции: 301600, Тульская область, Узловский р-н, г. Узловая, ул. Гагарина, д. 27.

Знак информационной продукции 12+
Все права на материалы, опубликованные на сайте ЗНАМЯ. УЗЛОВСКИЙ РАЙОН (znamyuzl.ru), принадлежат ГУ ТО «Информационное агентство «Регион 71» и охраняются в соответствии с законодательством РФ. Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения правообладателя.

яндекс.ћетрика

Страницы

    • О редакции
    • Реклама
    • Контакты

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов,
Политикой обработки персональных данных пользователей сетевых изданий, входящих в состав ГУ ТО «Информационное агентство «Регион 71» и обработкой персональных данных Яндекс.Метрикой нажмите здесь.