• ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Поиск

Поиск

Узловая – полуторавековой путь (часть 2)

Узловая – полуторавековой путь (часть 2)
Фото из архива газеты "Знамя"

(Продолжение, начало в выпусках газеты № 5 от 9.02.23)
 
 
В этом году нашему городу исполнится 150 лет со дня основания. Продолжим вместе экскурс из прошлого в будущее.
 

В конце 80-х и в начале 90-х годов 19 века на станции Узловая развернулись большие строительные работы. Наиболее крупными объектами, появившимися в этот период, были элеватор, корпуса больницы, новая баня, школа, жилые дома и новое здание паровозного депо с механическими и кузнечными цехами, кстати, оно сохранилось и до сегодняшних дней, в нем размещаются главные цеха вагонного депо.


«Гремучие ключи»

 

Вправо от вокзала, в 2-х км протекала речушка Любовка. Её и перегородили плотиной. Получился большой проточный пруд с массой родников по берегам, который питался водой из «Гремучих ключей», как их называли в народе. Они располагались в лощине недалеко от деревни Роткино. Вода удерживалась плотиной с двумя водосливами. Там и находилась водокачка. В жилом доме недалеко от неё жила семья Борисовых, которые охраняли водокачку и работали там. Места у плотины были глубокие, купаться близ неё и плавать на лодке было небезопасно. Узловая, как и многие станции Сызранско-Вяземской дороги, была одним из пунктов сбора, погрузки зерна, отправляемого на запад и далее за границу. Кроме того, по дороге везли бакинскую нефть и донбасский уголь. Поселок при станции рос, открывались пекарни, трактиры, лавки.

Надо сказать, что письма в Узловую часто шли с самым простым адресом: станция Узловая, машинисту такому-то… Хорошо знали в то время и многодетную семью Завенягиных, которая проживала в 2-хомнатной квартире на втором этаже одного из казенных станционных домов. Железнодорожные пути проходили прямо у дома, метрах в 10-15-ти.


Учиться и еще раз учиться…

 

Образование в Узловой в то время можно было получить только начальное: существовала земская школа в селе Супонь. В ней обучались в основном дети из Супони, Хитрово, Свиридово, Воейково. Существовали и церковноприходские школы, которые содержались за счет Тульской епархии и на средства церкви, и школы грамоты - на средства крестьян.

Все дети Завенягиных учились в школе, которая открылась в 1888 году на улице Железнодорожной. Она располагалась в 2-этажном здании. Потом в нем размешалась начальная школа № 28, а затем филиал школы № 60.

В этой школе учились известные в нашей стране узловчане: дважды Герой Социалистического труда, атомный министр Авраамий Завенягин; известная писательница, полковник, разведчица Зоя Ивановна Воскресенская, начальник отделения научно-технической разведки СССР, Герой России Леонид Романович Квасников.

И раз уж пошла речь о самой первой и самой необычной улице нашего района, давайте-ка вместе пройдемся по ней и вспомним все былое.

 

Родоначальница города

 

Улица Железнодорожная - свидетельница и участница событий времен минувших и продолжает жить заботами дней сегодняшних. Со дня основания она была особенной, так как располагалась по обе стороны от железной дороги. Улица расширялась вместе с развитием железнодорожного узла. Не зря ее считают родоначальницей нашего города.

На Железнодорожной улице была построена достаточно крупная больница на 60 коек. Размещалась она в 4 деревянных корпусах. В ней с 1910 года проработал известный медик-фельдшер Максим Яковлевич Сухих, Почетный житель города Узловая, а также Зинаида Федоровна Самсонова, участница Великой Отечественной вой­ны, врач-хирург, заведующий отделением хирургии, Почетный гражданин г. Узловая.

 

И распахнул он двери снова

 

Много изменений и перестроек претерпела первая улица нашего города. В 1935 году в связи с большим железнодорожным строительством и расширением путей старый вокзал снесли, тогда же был построен новый - каркасно-засыпной, деревянный. Стоял примерно напротив нынешнего здания линейного отделения полиции. В годы Великой Отечественной войны здание вокзала очень сильно пострадало от немецких бомбардировок. В августе 1948 года началось грандиозное строительство нового. Его было решено построить на противоположной стороне. И в январе 1950 года современный и респектабельный - принял своих первых посетителей. Это здание стало не только украшением улицы Железнодорожной, но и впечатляющей визитной карточкой нашего города. Шло время. Вокзал решено было осовременить.

Реконструкция на вокзале продолжалась несколько месяцев. В ходе нее было отремонтировано само здание, пассажирские платформы, благоустроена территории вокзального комплекса. В июле 2020 года, накануне дня железнодорожника, состоялось открытие обновленного вокзала. На его территории, напомним, создан историко-мемориальный комплекс «Узловая - город воинской доблести».

 

«Феликс Дзержинский»

 

Это советский магистральный грузовой паровоз, производившийся Луганским паровозостроительным заводом с 1931 по 1941 год. Паровые машины серии ФД прошли всю войну и стали легендой. Паровоз ФД20-1535 работал в локомотивном депо Узловая, перевозил народно-хозяйственные и военные грузы в годы Великой Отечественной войны, исправно служил и в мирное время. В память о боевом и трудовом героизме железнодорожников был установлен как монумент на станции Узловая ещё в 1988 году, а как памятник открыт 7 октября 1989 года. Но все эти годы «Феликс Дзержинский» располагался в отдалении от здания вокзала и был мало заметен. Поэтому в 2020 году паровоз ФД20-1535 был перенесен на новый постамент и стал одним из объектов историко-культурного комплекса. Теперь его видно не только гостям города, но и пассажирам проходящих поездов.

 

 

Защитнику Отечества

 

Так назван памятник, который стал украшением историко-мемориального комплекса на территории вокзала. Он был установлен по инициативе узловчан при содействии Российского военно-исторического общества. Автор памятника - молодой талантливый скульптор Денис Стритович. При создании памятника был взят образ Героя Советского Союза Николая Трегубова, который трудился в локомотивном депо Узловая до войны учеником токаря. На здании вокзала размещены гербы Тульской области и города Узловая.

4 мая 2022 года в одном из залов вокзала открылся и музейный комплекс «Железнодорожная станция Узловая». Его экспозиция охватывает все этапы истории - от открытия в конце XIX века движения по Сызрано-Вяземской железной дороге, на которой расположилась станция Узловая, до наших дней. Это 15-й мемориальный комплекс, созданный на вокзалах Тульской области. В рамках национального проекта «Жилье и городская среда» в прошлом году завершилось благоустройство входной группы и парка железнодорожников, а благодаря реализации регионального проекта «Формирование комфортной городской среды» появилась и современная спортивная площадка. А ранее, в 2019 году, открыли и скейтпарк на месте здания профилактория, который долгие годы не эксплуатировался, поэтому был одним из проблемных мест города. В 2021 - установлена детская площадка и освещение.

(Продолжение следует…)

 

Анна Юрьева по материалам узловских краеведов и сотрудников центральной библиотеки

Фото из архива