Узловая плюс театр: призрачный Жуковский

- 16.02.2025 13:00
- ФОТО: Сергей Макеев
Что вы знаете о Василии Андреевиче Жуковском? Что он писал стихи, был наставником будущего императора и что родом с Тульской земли… Возможно найдётся ещё пара фактов из его биографии, которые запомнились из школьной программы. Но, что он был за человек? На этот вопрос попытались ответить в Тульском академическом театре драмы.
Есть такой цикл спектаклей в Тульском драмтеатре «Жизнь замечательных туляков», и вот пятым спектаклем стало жизнеописание Василия Жуковского – «Жуковский: призраки счастья». Почему пишу именно о нем, а не остальных четырёх? Потому что доехать до Тулы и увидеть своими глазами не всегда имеется возможность, а вот что бы артисты Тульского академического театра им. Максима Горького сами приехали в Узловую с показом масштабного спектакля – такое случилось впервые!
Выезд для театра вообще непростая штука, если хочешь сохранить качество, находясь не в родных стенах. И это касается всех цехов, от парикмахерского со световым, до актерского. Но больше всего, обычно, волнуется режиссер. На мой взгляд весь коллектив во время гастрольного показа на сцене Дворца культуры машиностроителей справился со своими задачами блестяще! Но обо всем по порядку.
Перед известным тульским драматургом Рагимом Мусаевым стояла непростая задача поставить в центр повествования человека, который творил в эпоху других великих гениев, но труды которых более известнее, чем главного героя. Как вам такое? Представьте, с чего бы вы начали на месте режиссера? Думаю, что с хватания за голову с последующим опусканием рук. А Рагим Мусаев, обозначив жирными характерными мазками Михаила Кутузова, Николая Карамзина, Ивана Крылова и, конечно же, Александра Пушкина, поставил во главу угла любовную трагедию Василия Андреевича Жуковского.
То есть в спектакле определяющим стимулом для всех поступков замечательного туляка является отказ от себя, ведь он больше никогда не будет счастлив. А человек, отказавшийся от себя способен на многое ради других! Ведь недаром творчество Василия Жуковского вдохновляет «солдат идти в атаку, не жалея живота своего». Михаил Глинка настолько был вдохновлен нашим сегодняшним героем, что даже создал оперу «Жизнь за Царя» - где название говорит само за себя. И непросто так Василия Жуковского попросили стать автором текста гимна Российской Империи.
При этом он не переставал просить императорскую семью о повышенных пенсиях для своих коллег, послаблений условий ссылки для Александра, нашего, Пушкина и о помощи семьям декабристов, которые остались без кормильцев, после великого восстания. Замечательным фактом в нашей истории является отмена крепостного права! Многие социологи, экономисты и историки говорят о том, что это случилось очень поздно, относительно других европейских государств и сильно замедлило развитие страны. Но, сдается мне, если бы Василий Андреевич не воспитывал юного Александра II, это случилось бы ещё позже.
И вот, как играть такого персонажа? Режиссер Анна Терешина выстроила серого персонажа вокруг ярких личностей. Вся эпоха проходит с участием ярких харизматичных гениев, которых я перечислял выше, а заглавный герой на их фоне смотрится серо и призрачно. То есть он тоже является гением и ему об этом тоже постоянно говорят, но сам он не выставляет это во главу угла.
Думаю, артисту Сергею Сергееву, воплотившему образ Василия Жуковского, было непросто отказаться от своего «я» и быть просто фоном для происходящих событий на сцене, погружаясь только в глубокие переживания по поводу несбывшегося брака. Это очень смело: быть в центре внимания, совершенно не проявляя инициативы к действию. Скромность, забота о жизни других личностей воплощается через «получится - не получится», но исходит от чистого сердца. Причем я сейчас хвалю обоих - и режиссера, и актера!
Этот рискованный ход – явно командная работа. И Серый человек, незримо присутствующий на сцене, воплощающий альтер-эго, на это намекает; и монохромное оформление художника Ирины Блохиной, созданное в серых тонах, так же намекает на «серую мораль»: о том что «в мире нет ни плохих, ни хороших – есть счастливые и несчастные».
Василия Жуковский, обретя душевную травму в молодости, на всю оставшуюся жизнь решил – если уж я не буду счастлив, уйду в тень, и постараюсь сделать счастливыми как можно больше людей. А вот стал ли он счастлив в итоге, выбрав такую тактику, зрителям и предстоит узнать, посмотрев спектакль на тульской, потому как главную интригу открывать совсем не хочется. Ежели вы уже это сделали, или присутствовали в одном зале со мной в Узловском Дворце культуры машиностроителей, то искренне за вас рад.
В заключении хотелось бы вспомнить одну цитату. В одной из пьес Алексея Арбузова есть такие слова: «Что бы быть хорошим врачом, нужно, прежде всего, быть хорошим человеком! Хотя, в вашем случае, возможно, эта истина оспаривается…» Думаю данное утверждение можно переложить на любого профессионала своего дела. Но только это истина никогда не оспорится, ведь «цель творчества - самоотдача!», что и является определением термина «хороший человек». Каким, в первую очередь, и являлся Василия Жуковский.
Михаил Куйбышев