По родной стране: теплая встреча холодной зимой (фоторепортаж)

- 02.02.2025 12:00
- Фото Сергея Макеева
Для чего люди путешествуют? Что бы найти себя! Кого-то привлекает архитектура больших городов, кого-то историческое и культурное наследие, а кто-то бежит от мегаполисов, чтобы насладиться стихией природы, тишиной леса или посмотреть на наш бренный мир с горных вершин. Есть люди, для которых важен сам процесс, ведь «у самурая нет цели - у него есть только путь», а моряки утверждают, что надышаться можно только ветром.
Для меня же путешествие – это люди! Присмотритесь как-нибудь, находясь в другом городе (в своём это не работает) к лицам прохожих: кто-то смотрит прямо перед собой, суетно перебирая глазами список дел на сегодня и стремится куда-то успеть, кто-то возвышенно смотрит вдаль, всем своим видом показывая, что суетность это не про него, и он уже познал все тайны этого мира, а тем, кто познал - торопиться некуда, а кто-то смотрит вниз пустыми глазами, олицетворяя собой беспробудную хтонь. Вот в этом коктейле мироощущений и складывается душа города – все эти три ингредиента будут всегда, но пропорции будут отличаться.
Что же такое Питер? Я говорю Питер, потому что Санкт-Петербург, как-то чопорно и литературно, а когда ты хочешь не дистанцироваться, а погрузиться - ты будешь максимально сокращать расстояние. Так вот, что же такое Питер? Основным ингредиентом, конечно же, является возвышенное ощущение превосходства (и это вполне заслуженно - ведь недаром сие творение рук Петровых является культурной столицей). На втором месте (сильно-сильно на втором) находится ингредиент под названием «суетность», думаю это те, кто приехал относительно недавно и ещё не ассимилировался. Ну и конечно всё это густо приправлено дворцами, разводными мостами и прочими открыточными достопримечательностями. А я думаю, что истинная душа Питера, в его некартинной стороне, в андеграундных подворотнях и микро-музеях.
Но я не просто так начал с того, что для мня путешествие - это люди. Недавно посетил северную столицу для того, чтобы пообщаться с одним из моих бывших учеников Ярославом Дяченко. И увидеть его на сцене. На сцене одного из главных театров страны, который называется МДТ (Малый Драматический Театр) или Театр Европы, художественным руководителем которого является живая легенда - Лев Абрамович Додин. Имя его вызывает трепет у любого театрала, да, собственно, и сам театр, в представлении не нуждается (если кому интересно - можете загуглить). А вот с самим Ярославом, простым парнем из города Донского, я хотел бы вас познакомить.
Подружился с ним в 2008 году, когда пришел преподавать в театральную студию «Волшебники», которая располагалась в Новомосковском доме детского юношеского творчества. Вот я сказал «мой бывший ученик», но в данном случае этот термин можно употребить с натяжкой, поскольку на фоне остальных, безусловно талантливых ребят, Ярик (а именно так он просил его назвать) сильно выделялся. Фактура: когда я говорил, что он на голову выше остальных - эта фраза имела не только фигуральное значение. Голос: как человек, который занимается постановкой голоса знаю - поставленная голосовая опора может появиться путем упорных тренировок у каждого, но от природы она бывает дана одна на миллион и Ярик выиграл в эту лотереею. Он прекрасно чувствовал, что такое сценическое действие. Работать с ним было огромным удовольствием. И вот казалось бы - такая творческая натура обычно ассоциируется с прокрастинирующей личностью. Но нет! Ярослав всегда был работягой, и в школе учился на отлично.
Понимаю, что нарисовал портрет из параллельной реальности. Да я бы и сам не поверил, если бы мне рассказали, что «живет такой парень…» если бы не был знаком с ним лично. В общем я довольно быстро проникся к самодостаточному восьмикласснику и все четыре года, до момента окончания им лицея «Школа менеджеров» он был в центре любой работы, которую мы делали всем нашим театральным коллективом. Так называемая «звездная болезнь» могла бы его поразить. Но может быть за счет душевности и открытости остальных ребят, а, может быть из-за хорошего родительского воспитания, она обошла будущего артиста стороной. Это всё я пишу к тому, чтобы вы поняли, почему термин ученик тут не совсем корректен, Ярик - это самородок, а мне повезло с ним познакомиться на заре его юности.
Очень ярким примером является следующая история. Приехал я как-то в Тулу на очередной слет педагогов дополнительного образования для повышения квалификации, и нам, в качестве примера, как нужно работать с детьми, показали видео победителя областного конкурса юных дарований в номинации «художественное чтение». Это был монолог Сатина из пьесы Горького «На дне» (тот самый, в котором звучат слова «Человек - это звучит гордо») в исполнении Ярослава Дяченко. А я с ним этот монолог не готовил. Когда потом я спросил, почему он пошёл на конкурс чтецов не обратившись ко мне, он ответил, что не хотел отвлекать, поскольку знал как я загружен, поэтому решил справиться своими силами.
Дорога на сцену таким ребятам заказана. После окончания школьной программы он поступил в один из престижнейших театральных вузов страны - ГИТИС, в Москве, однако там он не прижился. Всё-таки Москва своим темпоритмом жизни накладывает свой отпечаток на людей, а Ярик всегда был основательным человеком и такая атмосфера его не прельщала. В итоге через год, забрав свои документы из ГИТИСа, он поступил в Санкт-Петербуржскую театральную академию на Маховой. Где, проучившись без особых напрягов 4 года, стал сначала стажером в театре Европы, а затем и полноценным членом труппы. Работает на одной сцене с Данилой Козловским, Елизаветой Боярской, Ксенией Раппопорт и другими артистами, которых можно наблюдать на больших и малых экранах…
Давно он приглашал меня к себе в гости, но как-то жизнь складывалась так, что я откладывал данную поездку в долгий ящик, а недавно решил - почему бы не рвануть. Были у меня подозрения, что большой город его изменит, но нет - он всё тот же лучезарный парень, каким и был, со светлой и открытой душой. Хотя он не просто играет спектакли с медийными личностями, у него есть и главные роли, например этой осенью он сыграл Хлудова, в спектакле «Восемь снов» по пьесе Михаила Булгакова «Бег».
У Ярослава есть семья: супруга Полина, сын Фёдор (названный, кстати, в честь Федора Достоевского) и ипотека - всё как у людей. И вот поехал я в холодный зимний Питер с его пронизывающими ветрами, что бы насладиться культурой северной столицы, а общение со старым знакомым затмило все прелести архитектуры и театрального искусства, которое я тоже успел вкусить за короткую двухдневную поездку. Потому что Ярослав поистине большой человек. Он заполняет своей аурой всё пространство вокруг, с трудностями справляется достойно и параллельно успевает творить. Да, я совсем забыл сказать, что помимо театрального творчества, он пишет стихи и рассказы (первый его сборник вышел в маленькой брошюре, когда он был еще школьником), а также закончил несколько киносценариев. От общения с ним стало тепло и легко как у камина, который ласкает тебя своим теплом после прогулки по промозглой улице.
Ну вот, теперь и вы знакомы с нашим земляком, обычным пареньком, который сейчас живет в Санкт-Петербурге. Артист Ярослав Дяченко прекрасно дополнил собой культурную столицу нашей необъятной родины. И если вам посчастливится там побывать, знайте – в этом прекрасном городе есть и его маленькая частичка.
Максим Игнатов