Многоликие Челны, или Город с комплексами

Многоликие Челны, или Город с комплексами

В России есть много удивительных мест, возвращаться в которые всегда очень приятно. Второй по величине город Татарстана, с более чем полумиллионным населением –  Набережные Челны в их числе. Впервые побывав здесь пять лет назад, приехал сюда вновь, чтобы пройтись знакомыми маршрутами, насладится многоликой красотой современного мегаполиса и встретиться со своими друзьями, которые по роду своей профессии переехали сюда в нынешнем году.

Набережные Челны очень притягательны своим неповторимым обликом, очень современным, ухоженным, благоустроенным и комфортным. У этого города есть некая неповторимая особенность, к которой, как мне показалось, местные жители вполне привыкли.  Так же, как для Петербурга дожди дело вполне обычное, для Челнов - ветра, которые, кажется, дуют здесь всегда и в любое время года. Не случайно Челны очень часто называют городом-ветров.

История этого удивительного города началась в XVII веке с небольшого поселения Чалнинского починка, которое затем именовалось Береговыми, Бережными и Набережными Челнами, что по-татарски звучит, как Яр Чаллы – крутой берег. Статус города селу присвоили в 1930 году. Динамичным развитием город обязан строительству с начала 1970-х годов КАМАЗа – Камского автомобильного завода. Когда в Набережных Челнах началась всесоюзная стройка, сюда съезжались рабочие и специалисты со всего Советского Союза. Вместе с заводом грандиозными темпами строился и новый город, один из двух крупнейших, наряду с Тольятти.

Благодаря КАМАЗу Прикамье стало мощным промышленным и научным центром страны. Если в начале 1970-х годов в Набережных Челнах проживало около 30 тысяч жителей, то сегодня — более полумиллиона человек. Интересный факт, связанный с историей города. С 22 ноября 1982 года, спустя неделю после смерти генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева, город в течение 6 лет носил его имя.

Набережные Челны интересны своей уникальной архитектурной застройкой, придуманной советскими архитекторами. Это город, в котором местные жители зачастую не смогут назвать улицу и номер дома в котором живут, потому что все микрорайоны пронумерованы и обозначены комплексами. В Челнах действует двойная адресация: номер дома по улице и по комплексу. Местные жители к этому привыкли. Ориентироваться в комплексах удобнее, чем запоминать улицы.

Историческая часть носит название Старого города. В этой части интересна улица Центральная, которая до революции называлась Дворянской. С середины XIX века до конца 1960-х годов она считалась административным и деловым центром села, а затем и города. Здесь располагалась Базарная площадь, купеческие магазины, лавки и склады. Современная улица – пешеходная. Это примерно треть прежней, которая частично оказалась затопленной вместе со старинными домами и Никольским храмом, после строительства Нижнекамской ГЭС. Сохранилось несколько старинных домов. Улица соединена с набережной, которую украшает построенная к 1100-летию Булгарского царства мечеть Тауба. 

В отличие от Старого, Новый город возводился с 1970-х годов заново. Районы с типовыми многоэтажками, благодаря комплексной застройке и грамотной планировке, выглядят не уныло, а очень самобытно. За последние несколько лет в Челнах появились современнейшие микрорайоны. Узнаваемыми достопримечательностями стали городская площадь Азатлык, главный променад – бульвар Энтузиастов со скульптурами в стиле авангарда, небоскреб «2.18» со смотровой площадкой, прозванный «Тюбетейкой» за схожесть верхнего яруса с традиционным азиатским головным убором, парк «Прибрежный» с современнейшей набережной Табеева.

Два года назад в Набережных Челнах появилось здание самого современного театра Татарстана «Мастеровые». Это крупнейший в Закамье русский драматический театр, работы которого не раз номинировались на национальную театральную премию «Золотая маска». С нынешнего сезона здесь служат молодые и очень талантливые артисты Николай Смирнов и Виктория Домитрак, известные землякам по многочисленным театральным работам Новомосковского театра драмы и театральной студии «Подмостки» Смородинского дома культуры. Как говорит Виктория: «Для артиста очень важно всегда двигаться вперёд и стремиться к лучшему, поэтому теперь, театр «Мастеровые» - наш новый театральный дом». Побывав у ребят в гостях, мне посчастливилось увидеть прекраснейшие театральные работы очень высокого профессионального уровня, достойные самых высоких похвал. Современные Набережные Челны – это один из самых театральных городов России. 

 

Сергей Макеев

Фоторепортаж