Родина-Россия у нас у всех одна

Родина-Россия у нас у всех одна

 

День народного единства очень важен в нашей стране. Мы понимаем, что только вместе мы преодолеем трудности. На территории России проживает около 195 народов и народностей с различными религиозными течениями. В Узловой живет более 58 национальностей. В нашем городе эффективно выстроена система работы по укреплению межнационального мира и согласия. Начинается она уже с первой ступени образования – дошкольного.
Отличительная особенность сегодняшнего мира — миграция. Люди переезжают из региона в регион, из одной страны в другую. Все чаще носители разных культур живут рядом друг с другом. Их отношения во многом зависят от системы ценностей и воспитания, которые они получили в детстве. Это диктует необходимость использования в работе с дошкольниками принципов этнопедагогики, направленных на обеспечение комфортного пребывания каждого ребенка в социуме, и полноценного развития дошкольников независимо от их национальной принадлежности, на формирование у детей доброжелательного отношения и проявления интереса к другой культуре.

Основы развития личности

Дошкольное образование района закладывает фундаментальные базовые основы личности, в том числе по воспитанию терпимого отношения к   сверстникам и взрослым. В рамках плана реализации Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года в системе дошкольного образования созданы все условия для социальной и культурной адаптации мигрантов, направленные на формирование у воспитанников, их родителей установки на позитивное восприятие этнического и конфессионального многообразия, интерес к другим культурам, уважение к ценностям, традициям, своеобразию образа жизни их представителей.

В районе ежегодно проводится районный фестиваль чтецов «Болдинская осень». В Узловском художественно-краеведческом музее большой популярностью пользуются выставки творческих работ дошкольников под общим названием «Дружат дети всей земли». Многим запомнился районный фестиваль «Маленькие чудеса», который провели под великолепие песен и танцев народов мира. Так интерес к истории родного края прививается маленьким узловчанам с раннего детства. Особо любимые праздники – День независимости России, День народного единства, День Российского флага.

С 2015 года в День воинской славы России ежегодно в нашем городе принимаются в кадеты воспитанники детсадов. Важной и чтимой датой в воспитании патриотизма и межнациональной толерантности у подрастающего поколения является День Победы. Проводятся яркие акции – «Зарнички», «Парад юнармейцев», тематические занятия, посвященные 14 декабря - Дню освобождению Узловой от немецко-фашистких захватчиков. Проблемам формирования основ духовного единства, взаимоуважения, понимания людей другой культуры и вероисповедания посвящаются встречи, проводимые совместно с Узловским благочинием. На ежегодных Рождественских чтениях педагоги делятся опытом работы духовно-нравственного воспитания. Формированию основ ценностного отношения к семье, семейным традициям, обязанностям, воспитанию уважения к семьям разных национальностей с другим бытом и культурой посвящены акции, приуроченные ко Дню семьи – «Моя семья», «»Любимый дворик», «Минута славы», «Здоровая семья - здоровый я». На протяжении ряда лет в детсадах организуются ярмарки, где представляются изделия с национальным колоритом. Апофеозом всех событий за учебный год, посвященных укреплению межнациональных и межэтнических отношений - форум «Таланты земли Узловской». Педагоги дошкольных учреждений ежегодно встречают коллег из разных районов области. Региональный семинар «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе изучения традиций русской культуры и родного края» состоялся в одном из учреждений и прошел с большой пользой, что отметили собравшиеся.

В связи с увеличением потока мигрантов из стран ближнего зарубежья растет и число детей разных национальностей, не владеющих русским языком и живущих в семьях со своими традициями и укладом. Создано 8 консультативно-методических центров, в которых фунционируют адаптационные группы «Двуязычный ребенок», где семьям оказывается помощь в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу. Адаптационные группы оказывают содействие в социализации детей-мигрантов и помощи в преодолении языкового барьера.

 

 

Особый интерес вызвала встреча за круглым столом «Все мы разные – все мы равные». Родители детей-мигрантов рассказывали о значении имен, обычаях и традициях. Педагоги познакомили гостей с русскими народными сказками, песнями, стихами. Опыт работы с семьями, для которых русский не является родным, получил признание родительской общественности. Для большинства детей мигрантов наш язык стал понятен, адаптация в дошкольном учреждении проходит легко. Консультант комитета образования Оксана Гусарова поясняет: «Нашим ключом к укреплению межэтнических отношений является обеспечение равных возможностей для развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, национальности, раскрытие дарований, особенностей, талантов, как основной цели узловского образования». Победа во Всероссийском конкурсе «Лучшая муниципальная практика» в номинации «Укрепление межнационального мира и согласия, реализация иных мероприятий в сфере национальной политики на муниципальном уровне» позволила издать материал из опыта работы узловских педагогов.

Сплотить коллектив с детства

         Примером плодотворной работы в области межэтнических отношений может служить деятельность Дубовского детского сада №15. В настоящее время в образовательном пространстве этого детсада в соответствии с требованиями ФГОС ДО проблема мультикультурного воспитания дошкольников становится одной из важных, так как его посещают не только русские дети, но и узбеки, татары, киргизы.

Педагогам непросто осуществлять образовательный процесс, так как они должны учитывать особенности всех детей в группе, их религию, обычаи и традиции. Здесь стараются вести активную работу с воспитанниками, их родителями, приобщать их к жизни детского сада, не оставаться равнодушными. «Наша задача – сплотить коллектив с раннего детства. Её решение потребовало особых социальных навыков, как от детей, так и от взрослых, и это невозможно без использования потенциала культурного наследия», -поясняет заведующая Юлия Евдокимова. В детском саду уделяется особое внимание формированию атмосферы национального взаимопонимания, сотрудничества и толерантности. Приобщают детей к национальной культуре в играх–беседах, с помощью разнообразных видов образовательной и игровой деятельности. Дети знакомятся с устным народным творчеством (фольклором), особенностями национальной одежды, утвари, обычаями различных народов, праздниками и играми. Ярмарка «Национальная культура России», музыкальная гостиная «Национальный калейдоскоп», праздник «День народного единства», выставка рисунков «Я, ты, он, она – вместе дружная страна»; проекты - «Мы все такие разные и такие одинаковые», «Наша Родина Россия», целью которых является привлечение родителей к этнокультурному образованию детей, повышению педагогической грамотности взрослых в вопросах этнокультурного воспитания; прививанию интереса к родной истории, ознакомлению с этнокультурной картой России.

По возможности привлекают родителей воспитанников — носителей другой культуры. Они рассказывают детям о своей культуре, национальных костюмах, праздниках. Выступления родителей в роли организаторов занятия или игры вызывают в детях чувство гордости, а у родителей меняется отношение к участию в жизни детского сада. Продуктивно строится работа с социальными партнерами - Узловским художественно-краеведческим музеем, детской школой искусств, центром культуры и досуга п. Дубовка, которые также по-разному знакомят дошкольников с культурой народов России.

Такая совместная деятельность не проходит даром и оказывается результативной. Дети охотно играют в уголке народного быта в группе. С интересом рассматривают иллюстрации народных сказок, одевают кукол в национальные костюмы, слушают музыкальные произведения разных стран и задают вопросы относительно других культур. Желание детей участвовать в календарно-обрядовых праздниках, утренниках, конкурсах, облачаясь в национальные костюмы разных народов и используя народный фольклор, также подтверждает, что в результате работы увлеченных педагогов дети приобрели первоначальные навыки социального общения и усвоили основы межнациональной этики.

Светлана Гусева