«Железный Феликс» на видном месте 16.06.2020 20:26:00

«Железный Феликс» на видном месте

В Тульской области ведутся работы по созданию историко-культурного комплекса на станции Узловая. На минувшей неделе на новый постамент переехал паровоз серии ФД, работавший в локомотивном депо Узловая во время Великой Отечественной войны.

«Феликс Дзержинский» – советский магистральный грузовой паровоз, производившийся Луганским паровозостроительным заводом с 1931 по 1941 год. Паровые машины серии ФД прошли всю войну и стали легендой.

Паровоз ФД20-1535 работал в локомотивном депо Узловая, перевозил народно-хозяйственные и военные грузы в годы Великой Отечественной войны, исправно служил и в мирное время. В память о боевом и трудовом героизме железнодорожников был установлен как монумент на станции Узловая ещё в 1988 году, а как памятник открыт 7 октября 1989 года. Но все эти годы «Феликс Дзержинский» располагался в отдалении от здания вокзала и был мало заметен. На прошлой неделе, 10 июня, памятник перенесли к зданию вокзала, поставив его на первой платформе. Теперь паровоз во всей его стотонной мощи будут видеть не только гости города, но и пассажиры проходящих поездов.

Сложную операцию по переносу памятника выполнили специалисты восстановительного поезда на станции Тула (ВП-3112), в распоряжении которых имеется мощный кран, единственный в регионе дороги, способный на такую работу.

«Задачка была из непростых – транспортировать паровоз весом более 100 тонн на расстояние 70 м, – заметил заместитель начальника ВП-3112 Николай Седых. – Мы тщательно готовились. Сначала производили разметку, готовили площадку, где будет стоять кран, параллельно прокладывалось новое железнодорожное полотно – постамент для паровоза. Транспортировку произвели в два этапа. На первом этапе собрали кран и переместили паровоз на главный путь. Потом тепловозом протолкнули ФД и кран к месту установки памятника. На втором этапе с помощью крана окончательно установили машину на новую площадку. Сложность была ещё и в том, что приходилось работать на максимальном вылете стрелы крана, с предельной нагрузкой. Но все сработали на высоком профессиональном уровне».

За ходом работ, которые были проведены в четырёхчасовое «окно», наблюдали заместитель начальника МЖД по территориальному управлению Александр Потапенко и глава администрации муниципального образования Узловский район Николай Терехов. Среди наблюдателей было немало горожан и ветеранов-железнодорожников, некоторые из них ещё помнят, как этот мощный паровоз возил грузы и иногда «отдыхал» в здешнем депо.

Паровоз ФД20-1535, перенесённый на новый постамент, – один из объектов историко-культурного комплекса, создаваемого на станции Узловая. История Узловой давняя и начиналась в 1873 году, когда в село Хрущёво Тульской губернии пришла железная дорога. И теперь, спустя почти 150 лет, жизнь города Узловая тесно связана с деятельностью железнодорожников. Не случайно День города и День железнодорожника здесь отмечают одновременно.

Обо всех вехах истории Узловой, а также истории железнодорожных предприятий этого крупнейшего узла Тульского региона МЖД рассказывает музей локомотивного депо Узловая, ныне – подразделение по сохранению исторического наследия МЦНТИБ на станции Узловая-1. Значительная часть экспозиции, занимающей сегодня более 250 кв. м, посвящена описанию быта железнодорожников, начиная с конца XIX века и до советских времён.

В скором времени часть музейной экспозиции переедет в здание вокзала. Планируется, что именно он станет центром нового историко-культурного комплекса, над созданием которого работают тульские железнодорожники совместно с Российским военно-историческим обществом.

«Сегодня ведётся благоустройство прилегающей территории, разработан и утверждён архитектурный проект, который включает в себя в том числе установку памятника Герою Советского Союза лётчику Николаю Трегубову, – рассказывает Александр Потапенко. – Узловая носит почётное наименование «Город воинской доблести», он дал стране 14 Героев Советского Союза, ещё двум позднее присвоено звание Героя России за подвиги в Великой Отечественной войне. Мы гордимся тем, что четверо из них – Василий Петрович Жуков, Дмитрий Александрович Медведев, Николай Михайлович Трегубов и Леонид Романович Квасников – начинали свой трудовой путь именно как железнодорожники и работали в паровозном депо Узловая, а ещё двоим – Константину Яковлевичу Золотарёву и Виктору Михайловичу Медведеву – было присвоено звание Героя Социалистического Труда».

Мемориальный комплекс на станции Узловая станет 15-й станцией-музеем в Тульском регионе столичной магистрали.

Олег Трунов
Валерий Павлов


Возврат к списку

Написать в редакцию