Выразительность пейзажа строится на противоположностях 29.06.2019 17:28:00

Выразительность пейзажа строится на противоположностях

Среди произведений художников начала ХХ века, хранящихся в собрании Тульского областного художественного музея, выделяются полотна Петра Петровича Кончаловского, харизматичного и талантливого живописца. Одно из них – картина «Кассис».



– Петр Петрович родился в семье дворянина, издателя и переводчика. Художественное дарование мальчика проявилось рано, а благодаря издательской деятельности отца начинающий художник имел возможность общаться с Василием Суриковым, Ильей Репиным, братьями Васнецовыми, Михаилом Врубелем, Константином Коровиным, Валентином Серовым, Исааком Левитаном.
В начале творческого пути в поисках своего метода художник много путешествовал, учился во Франции, посещал Италию и Испанию. Уже тогда Кончаловский отверг академизм, стремясь к эксперименту. Открыв для себя полотна Анри Матисса, Винсента Ван Гога, Поля Сезанна, он схватился за них, как утопающий за соломинку: «Я в те годы инстинктивно почуял, что без каких-то новых методов нет спасенья, нельзя найти дорогу к настоящему искусству».
В 1910-е годы в России Петр Кончаловский стал одним из лидеров объединения «Бубновый валет», обладавшего невероятной силой притяжения для молодых отчаянных художников. К этому времени относится серьезное увлечение Кончаловского искусством Сезанна. Он делает ставку на упрощение формы, строит пространство с помощью цвета. В каждой картине, будь то пейзаж, портрет или натюрморт, Кончаловский стремился отразить суть явления, внутреннюю энергию предмета или человека. Его краски густые, плотные, словно замешанные на земле.
Полотно «Кассис» относится к серии городских пейзажей, созданных в 1912–1913 годы в портовом городке Кассис на юге Франции. Картина поступила в музейное собрание в 1926 году из Тульского художественно-промышленного техникума. В «Кассисе» художник стремится передать настроение разомлевшего от горячего воздуха маленького южного городка, написанного яркими красками. Выразительность пейзажа строится на противоположностях: округлые формы сочно-зеленых деревьев контрастируют с четкой геометрией домов, красно-оранжевыми плоскостями крыш. Сочная синева неба примиряет беспокойный мир южных красок и форм. Стилистика пейзажа – крупный план, интенсивные цвета, монументальность – отвечает эстетике объединения «Бубновый валет».


Возврат к списку

Написать в редакцию