Ваш звонок очень важен 16.02.2020 16:03:00

Ваш звонок очень важен

Это прежде, наши люди в булочную на такси не ездили. Теперь времена изменились так, что не только за хлебом, но и из подъезда в подъезд в одном доме добраться, стало не зазорно машину вызвать. По данным ВЦИОМ, за последние 5 лет почти половина жителей крупных полисов стали чаще пользоваться услугами такси. А значит, всё больше горожан оказываются либо в роли водителя, либо – пассажира этого вида транспорта.

«Шашечки» раздора

Просто захотеть «симпатичные шашечки» и без всяких сомнений пририсовать их можно только в мультфильме, как это и сделала игрушечная лошадка Маруся. Да и у той ничего хорошего из затеи не вышло. Однако числу последователей этой мультяшной героини в реальном мире мог бы позавидовать любой сектант-мессия: по оценкам экспертов, до 90 процентов игроков рынка находятся в тени. Выводить из сумрака таксистов можно только сообща, в первую очередь, наказывая рублём: приехал «сам себе режиссёр», отправляйте его «на хутор бабочек ловить». Главное, без грубостей.

– Если вы определили, что к вам приехал таксист-нелегал, ну так и сделайте сразу же правильные выводы о службе, в которую вы обратились, – замечает исполнительный директор ассоциации автомобильных перевозчиков и легкового такси Тульской области Олег Бекетов. – Отпустите авто и уже не обращайтесь в эту службу. Либо заказывайте следующую машину, требуя от диспетчера не присылать к вам непонятно кого.


Как правило, сегодня операторы в смс-оповещении, либо в приложении сообщают и контактную информацию о шофере, и номер авто вкупе с цветом транспорта. Так что и на имя извозчика, и на соответствие приехавшего экипажа заявленному, нелишним будет тоже обратить внимание. А впрочем, ещё ожидая автомобиль, обладая всей этой информацией и имея доступ к интернету, не составит труда проверить, есть ли разрешение у водителя на оказания услуг такси или нет. Достаточно ввести госномер в окошко на сайте публичной автоматизированной информационной системы «ТАКСИ»: paistaxi.ru.

– И в принципе теперь следует замечать цвет машины: если колер не белый и не жёлтый – 100 процентов это нелегальный перевозчик, можно дальше ничего не проверять, – делает ремарку Беккетов.

Конечно, может последовать резонное заявление, мол, спрос рождает предложения, да и ждать машину долго не приходится. Логика: «вам «шашечки» или ехать» тут, что называется, от лукавого. Да, можно ехать, но безопасен ли будет этот вояж: исправен ли автомобиль, есть ли водительские права у шофёра, здоров ли он и не провел ли день накануне в безудержном веселье и пьяном угаре…

Ваше право

Перечень вопросов к тем, кто не слишком щепетилен в деле собственного трудоустройства и получения дохода, можно продолжать. Деньги-то не пахнут. Зато в салоне очень даже может вонять. Например, бензином. И не нужно думать, что это элементарная безалаберность или неряшливость водителя. Скорее всего, с автомобилем проблемы.
– Люди жалуются: рухлядь приехала, бензином разит. А почему? Да потому что не было предрейсового техосмотра. Есть критерии, по которым механик просто не имеет право выпустить такую машину на линию, и они прописаны в ПДД, – возмущается Бекетов.

Но разве все это важно, когда нужно куда-то успеть? На этот вопрос каждый ответ находит сам, порой, не замечая за деревьями леса. Неисправный автомобиль никак не гарантирует доставки пассажира в срок. Машина и посреди дороги может заглохнуть.

– В этом случае пассажиру обязаны оперативно предоставить сменный автомобиль, и без доплат, – расставляет акценты эксперт.

Впрочем, в летописи такси Тульской области бывали случаи, что и вовсе клиент не дожидался машины. Конечно, причины на то разные, в том числе и обстоятельства непреодолимой силы. Например, сильнейший снегопад, в котором вязли железные кони, становясь заложниками непогоды. Однако если такого рода конфуз с фирмой-перевозчиком приключается отнюдь не из-за форс-мажора, тогда несостоявшийся клиент вправе требовать возмещения убытков. А таковые могут быть существенными, если речь идет, например, об опоздании на поезд или самолет.

– Главное, чтобы были доказательства, подтверждающие вину такси. Билет на поезд у вас есть, и вы в кассе вокзала просите зафиксировать время вашего обращения. Дальше техническая служба такси будет разбираться: во сколько машина приехала за вами, а если не приехала вовсе, то когда было зафиксировано обращение; когда освободился водитель… – перечисляет Олег Бекетов. – Ведь по закону вам обязаны сообщить номер заказа и время, в которое он был принят. Даже если этого операторы не делают, журналы заказов они ведут, и эту информацию вы вправе требовать.

Все разговоры записываются

Служба техподдержки такси и Роспотребнадзор – в большинстве своем как раз и есть те инстанции, которые помогут решить самые распространенные конфликты, возникающие межу водителем и пассажиром. Не договорились по срокам ожидания, машина приехала без детского кресла… Все разговоры с операторами записываются, а потому в спорах такого рода бывает легко определить, кто же виноват. Труднее доказывать жалобы на то, что водитель хамит, курит, разговаривает по мобильному телефону…

Тут, конечно, также нужно обращаться в техподдержку, и еще – знать законы. В КоАП есть статья, которая запрещает курение на рабочем месте и в общественных местах. А водительское кресло – это как раз и есть рабочее место шофёра. И, поскольку он предоставляет публичную услугу – это ещё и общественное место.

– Сейчас случаев курения становится меньше, но всё же сигнализировать о них нужно, – делает ремарку Олег Иванович. Он же напоминает, что и разговоры по телефону без гарнитуры «свободные руки» теперь тоже под запретом. А вот, что касается громкой музыки, тут следует договариваться с водителем.

– Был случай, когда женщина пожаловалась на громкую музыку в салоне, а когда её спросили, обращалась ли она к водителю с просьбой сделать звук тише, последовал отрицательный ответ, – разводит руками Бекетов. Комментарии тут излишни.

Справедливости ради, нужно сказать, что не всегда таксисты виноваты в конфликтах. Про потребительский терроризм они знают не понаслышке. И жалобы на хамство со стороны водителей, не всегда справедливы.

– Поступило обращение: водитель не приехал к подъезду, потому человек отказался от услуг. Стали выяснять причины. Оказалось, что во дворе стоят шлагбаумы с обеих сторон дома, проехать нельзя. А затем прослушали запись общения несостоявшегося клиента с водителем. Подвыпивший мужчина попросту обругал шофера матом, – приводит пример исполнительный директор ассоциации.

Ваш звонок очень важен

Большинство конфликтов проще было бы разрешать, если бы в такси были установлены видеорегистраторы, направленные не только на дорогу, но и в салон такси. И такой эксперимент в Тульской области готовят. Но в любом случае эксперты отрасли советуют: если возникает нештатная ситуация, всегда стоит включить диктофон, видеокамеру на телефоне или сделать фотографию. Чем больше доказательств, тем лучше. Ведь многое не регламентировано законодательством. Например, нет единого правила, когда брать плату за проезд: до начала поездки или после. Не определено и время бесплатного ожидания водителем пассажира, равно как нет и четких требований ко времени подачи авто. Эти критерии вправе устанавливать исполнитель услуги, предварительно уведомив клиента о них. Важно понимать: без обратной связи наладить работу и отслеживать некорректное поведение водителей, невозможно.


Возврат к списку

Написать в редакцию