Сталиногорский аэроклуб 05.07.2019 21:31:00

Сталиногорский аэроклуб

Сталиногорский аэроклуб им.Бабушкина (хроника, часть-29, 30) 

«Авария самолёта «Н-212» 
18 мая 1938 года самолёт «Н-212», возвращавшийся с Земли Франца Иосифа, потерпел аварию при взлёте с аэродрома близ Архангельска. На борту «Н-212» находился начальник авиаотряда тов.Бабушкин и ещё 16 человек. 
При катастрофе погибли – Герой Советского Союза тов.Бабушкин, инженер тов.И.И.Жутовский, врач экспедиции тов.Е.М.Россельс и механик тов.К.А.Гурский. 
Остальные участники полёта получили ранения.» 
«Сталиногорский пролетарий» 21.05.1938 год 

«Памяти М.С.Бабушкина. 
Коллектив Сталиногорского аэроклуба имени Героя Советского Союза тов.Бабушкина вместе со всеми трудящимися глубоко скорбит о трагической гибели одного из лучших сынов нашей родины, заслуженного лётчика-полярника – Героя Советского Союза тов.М.С.Бабушкина и всех погибших. 
Командование аэроклуба, лётно-технический состав и курсанты аэроклуба имени Героя Советского Союза тов. Бабушкина, обязуются ещё лучше работать, осваивать лётное дело помня своего друга, шефа, героя, погибшего при выполнении своего долга перед родиной. 
Память о погибших товарищах надолго останется в наших сердцах. 
По поручению траурного митинга: Редько, Сидоров, Реут, Лис, Наумов, Фадеев, Якунин, Юрданов, Бордун, Орлов, Балахнин» 
«Сталиногорский пролетарий» 22.05.1938 год 

июль 1938 года. О начальнике Сталиногорского аэроклуба им. Бабушкина т.Редько М.Е. 
"Решение бюро Сталиногорского ГК ВКП(б): 
О Редько. (докладывает секретарь п/к тов.Морозов, Редько на бюро ГК не присутствует, арестован органами НКВД). 
Редько Михаил Ефимович, год рождения 1908, член КП(б) с 1930 года, п/б №0083672, последнее место работы – начальник аэроклуба имени Бабушкина. 
Решением собрания парторганизации от 15.07.1938 года протокол №7, исключён из ВКП(б) как враг народа, арестован органами НКВД. 
Утвердить решение парторганизации, Редько Михаила Ефимовича из членов ВКП(б) исключить, как врага народа, арестованного органами НКВД.» 
Это решение было утверждено 27.07.1938 года Тульским Обкомом ВКП(б). 
Однако, позднее, своё решение Тульский обком ВКП(б) отменил: 
«Проверкой Обкома ВКП(б) установлено, что Редько находился под следствием в органах НКВД. 
В настоящее время освобождён за прекращением дела. 
Отменить ранее вынесенное решение Обкома ВКП(б) от 27.07.1938 года. Редько М.Е. членом ВКП(б) восстановить. 
Предложить Сталиногорскому ГК ВКП(б) оформить выдачу партдокументов т.Редько М.Е. 
Секретарь Тульского Обкома ВКП(б) Жаворонков» 

Отечественная война для ст.лейтенанта Редько М.Е. началась в июле 1941 года. 
23 апреля 1944 года ст.лейтенант Редько М.Е. – комендант аэродрома 3-й отдельной Авиационной Краснознамённой дивизии связи РВФ награждён орденом «Красной Звезды». 

«Крылатая молодость. 
С рассветом над городом кружат самолёты. Идут ли рабочие на работу, или возвращаются домой, они слышат рокот моторов, шум пропеллеров. 
- Наши ребята летают!.. 
Молодость решительно атакует воздух. Лётная школа в комсомольском быту стала обыденным и необходимым. 
Сотни пилотов воспитал аэроклуб им.Бабушкина. Много препятствий пришлось преодолеть. Когда возник аэроклуб, и десятки людей начали подавать заявления в лётную школу, встал вопрос о кадрах. Своих инструкторов не было. На помощь пришли энтузиасты борьбы за овладения воздухом. Молодёжь стали обучать инструктора-общественники, подготовленные в аэроклубе. В практике работы аэроклуба инструктора-общественники занимают почётное место. 
Как и в первые годы, инструктора-общественники с воодушевлением обучают лётному делу молодёжь. 
Комсомолец химкомбината Слюсарев овладел искусством пилотирования без отрыва от производства. Он стал инструктором. И сейчас у него ежедневно бывает два рабочих дня. Один – на производстве, у станка, другой – на аэродроме, в воздухе, на самолёте. 
Весь командный состав аэроклуба, все, на кого возложена сейчас обязанность подготовки пилотов выпускники аэроклуба, бывшие учлёты. Здесь они выросли. Командир отряда комсомолец Фёдор Дронов, лучший командир звена Кабанов, командир звена Гончаров, инструктор Быков, Жерёхин, Гуськов и много других – уважаемые в городе люди. 
С приездом в город, синеглазый парень Василий Кабанов поступил на стройку чернорабочим. Вскоре без отрыва от производства закончил школу автодора и стал шофёром. 
Так же без отрыва от производства он оканчивает лётную школу, получает звание пилота запаса, затем становится инструктором-общественником. Сейчас он лучший командир звена, чуткий товарищ, способный воспитатель. 
А с какой любовью, воодушевлением, энтузиазмом учатся молодые люди! Они вкладывают в любимое дело всю свою душу, отдаются учёбе полностью, без остатка. Химики и энергетики, токари и слесаря, шофёры и каменщики, железнодорожники и плотники после стахановской работы на производстве проводят много часов на аэродроме. 
Курсант Бордун живёт в посёлке Узловая. Поднимается он с восходом солнца и к 4 часам утра бывает уже на аэродроме. В час дня кончается учёба, затем кратковременный отдых – и работа на производстве. 
Курсант Жильцов очень молод, он кажется ещё подростком. Летние месяцы, как некоторые шутят, он проводит «в отпуске». Жильцов учится в средней школе, в 10 классе. До каникул он умело совмещал учёбу в школе и в аэроклубе. А сейчас он здесь – на аэродроме. 
Курсант Жильцов успешно заканчивает программу. В душе он уже считает себя лётчиком. И когда его спрашивают, будет ли он учиться лётному делу дальше, он отвечает: «а как же!». При этом в глазах у него загораются огоньки. 
Колхозный кузнец Белоглазов, рабочие Малышев и Попов, стахановцы и стахановки крепко связали свою жизнь с авиацией. И когда бывает нелётный день, из-за плохой погоды, ребята нервничают, пристают к командирам: «Когда же будем летать?». «Рыцари воздуха», «Воздушные фанатики» - так в шутку называют страстных курсантов их командиры. 
Недавно в воздухе произошёл такой случай. На самолёте, которым управлял курсант Михеев, отказался работать мотор. Молодой курсант не растерялся. Он спокойно убрал газ, выключил мотор, хорошо спланировал и умело посадил машину. 
Не ради забавы овладевает лётным делом молодёжь, не ради забавы атакует молодёжь воздух. 
А - Если завтра война, 
Если завтра в поход, 
Если тёмная сила нагрянет. 
Как один человек, 
Весь советский народ 
За любимую родину встанет. 
В.Веснин» 
«Сталиногорская правда» 18.08.1938 год 

«Авиатехники. 
Если самолёт тщательно не подготовлен на земле. Он в воздух не поднимется. За материальной частью машин с пристрастием следят авиатехники. 
Большинство авиатехников приобрели новые профессии без отрыва о производства, окончив школу авиатехников при аэроклубе. 
Авиатехник Михаил Юрищев рассказывает: 
- Я долго думал кем быть – лётчиком или авиатехником? Остановился на последнем. Сначала, думаю, овладев в совершенстве материальной частью, а потом можно и лётчиком быть… 
Два года назад М.Юрищев подал заявление в школу авиатехников при аэроклубе. Весной 1937 года успешно её окончил. В мае он уже был зачислен в штат аэроклуба. Изучив материальную часть самолёта, молодой авиатехник научился хорошо ремонтировать машины. Под его руководством в ремонтно-механической мастерской проходит ремонт нескольких самолётов. За хорошую работу он несколько раз премирован, имеет несколько благодарностей. 
Авиатехники т.т. Лосев, Полынин, Маслов и другие, хорошо знают машины. Доверенные им самолёты всегда находятся в отличном состоянии, всегда бывают готовы к полётам.» 
«Сталиногорская правда» 18.08.1938 год 

«День авиации в Сталиногорске. 
В Сталиногорске празднование дня авиации с 18 августа было перенесено на 24 августа 1938года. 
С 12 часов вереницей на аэродром шли трудящиеся города – мужчины, женщины, молодёжь и дети, все празднично одетыми. Поезда, грузовики, легковые машины, шедшие из Заводского района, останавливались у ст.Урванка. На праздненство с окрестных деревень шли колхозники и колхозницы полюбоваться мастерством советских лётчиков. 
Перед началом митинга с самолёта спрыгнул парашютист с рупором и передал приветствие лучшему другу молодёжи – товарищу Сталину и трудящимся Сталиногорска. 
Огромное поле аэродрома заполнено трудящимися. Взоры всех обращены туда, где в стройном порядке выстроены самолёты. 
Вот они строем поднялись в воздух – открылся воздушный парад. Самолёт начальника лётной части т.Ермакова – ведущий самолёт. 
В воздух поднимается самолёт, пилотируемый командиром отряда лётчиком Лисом. Он искусно демонстрирует полёт ученика с инструктором. Самолёт не слушается руля управления, неуклюже производит развороты, хочет приземлиться – и не может. Зрители искренно хохочут. Такие полёты курсанты проделывают впервые, когда садятся в кабину и ведут машину без помощи инструктора. 
В воздухе на большой высоте появляется самолёт с планером. Сделав круг, планер, пилотируемый командиром звена тов.Колосовым, отрывается от самолёта и проделывает несколько фигур. 
Вот бреющим полётом над зрителями с быстротой ветра проскакивают 3 самолёта. 
Большое восхищение у публики вызвал тренировочный самолёт «УД -1» Тульского аэроклуба. 
С мощным рокотом моторов с аэродрома поднялись 5 самолётов. Через несколько минут раскрываются белые купола парашютов, спрыгнуло 5 парашютистов. 
В катаниях на самолётах приняло участие 300 человек стахановцев и ударников различных предприятий города. 
М.Аркадьев.» 
«Сталиногорская правда» 26.08.1938 год 


«Лучшие люди отряда. 
Недавно, после года учёбы, аэроклуб сделал очередной выпуск курсантов. Я хочу рассказать об итогах учебного года, о лучших людях своего отряда. 
В начале года мне было поручено руководить отрядом. Задача сложная и большая. Требовалось, чтобы курсанты, пройдя после теоретической программы практику, стали полноценными лётчиками, способными в любой обстановке и в любое время сесть за штурвал и выполнить задание. 
В отряде был напористый, с сильным характером народ. Не считаясь с временем, усталостью, работой и другими трудностями и препятствиями, они отдавали любимому делу – авиации – все свои молодые силы. 
Тихое летнее утро. Город ещё спит. А на аэродроме кипит ключом жизнь. Курсанты приезжали, иногда приходили в 2-3 часа утра, чтобы закончить свои полёты рано утром, до наступления так называемой в авиации «болтанки». Которая обычно наступает с восходом солнца, когда просыпается ветер. 
Ученик 16 школы костя Трещев, работник телефонной станции Васьков, ученик 10 класса Узловской школы Бордун Анатолий, Катя Моргунова – работница железной дороги Узловой – вот они эти энтузиасты авиации. Они не пропустили ни одного занятия, в аэроклуб приезжали раньше всех. 
А какие прекрасные результаты зачетов…Можно ли представить лучшие показатели: 70проц. учащихся сдали на «отлично» и 30 проц. на «хорошо». Нельзя не отметить прекрасной работы в отряде инструкторов Мошнина, Морозова, Слюсарева (инструктор-общественник), авиатехников Якунина и Маслова. 
А.Ермаков командир отряда» 
«Сталиногоркая правда» 3.11.1938 год 
...

Александр Яковлев
» Через некоторое время в Сталиногорске (ныне Новомосковск), находившемся к северу от Узловой примерно в пятнадцати километрах от нас, открылся аэроклуб. И вот, как-то раз к нам приехали оттуда и зазвали к себе...
https://iremember.ru/memoirs/letchiki-istrebiteli/bor..

(Заметка в газете "За образцовую магистраль" от 16 сентября 1938 г., сообщающая о занятиях комсомольцев города Узловая в аэроклубе. На снимке второй справа - А.З. Бордун; Алексею - вот еще газетный источник в копилку!)

Бордун Анатолий Зиновьевич - воспоминания ветеранов 
https://iremember.ru/memoirs/letchiki-istrebiteli/bordun-anatoliy-zinovevich/











Возврат к списку

Написать в редакцию