Нет вторсырья, нет стимулов 27.02.2020 10:16:00

Нет вторсырья, нет стимулов

Госдума РФ рассмотрит в весеннюю сессию законопроект «О внесении изменений в ФЗ «Об отходах производства и потребления», который предусматривает запуск механизма раздельного сбора твердых коммунальных отходов (ТКО).

Накануне законопроект получил положительный отзыв Минприроды и Минэкономразвития РФ.

«Половина объема мусорного ведра – это вторсырье: пластик, стекло или бумага, которые можно легко перерабатывать. А мы выкидываем все это на свалку, не имея возможности отделить от остальных отходов. При этом российские переработчики завозят вторсырье из-за границы», - сказал автор законопроекта, член Комитета ГД по экологии и охране окружающей среды Александр Фокин.

По его словам, запуск механизма раздельного сбора ТКО в два раза сократит объемы захоронения мусора, а также существенно поменяет его структуру. Сейчас в России более 50% от общего объема ТКО (и около 17% от общей массы) приходится на упаковку различных товаров.

«Пластик разлагается столетиями, литиевые батарейки токсичны. Все это наносит непоправимый вред окружающей среде вместо того, чтобы стать важным элементом экономики замкнутого цикла, о которой говорил президент», - отметил Фокин.

В рамках ежегодного послания Федеральному собранию президент России Владимир Путин поручил правительству в срок до 1 июня 2020 года «разработать и утвердить план мероприятий («дорожную карту») по введению раздельного сбора твёрдых коммунальных отходов».[1]

Национальный проект «Экология» также ставит задачу повысить долю утилизируемых ТКО (от общего объема собираемых) в 5 раз за 5 лет – с 7% в 2019-м до 36% в 2024 году[2], что невозможно без финансирования и создания соответствующей отрасли.

Для финансирования раздельного сбора ТКО законопроект Фокина предусматривает принцип РОП - расширенной ответственности производителей упаковки, которых в России всего около 4500. Именно они будут оплачивать 100 процентов экологического сбора.

В настоящее время экосбор распространяется на 5 миллионов предприятий, чья продукция содержит упаковку, а нормативы утилизации обеспечивают, по разным товарным группам, от 5% до 35% себестоимости утилизации.

«По факту собирается намного меньше. Эффективно администрировать такой налог сложно. Платят по сути только крупные компании. В итоге в системе просто нет денег, а региональные операторы убыточны», - отметил руководитель проектного офиса Минприроды России Федерального проекта «Чистая страна» Вадим Петров.

Между тем нацпроект «Экология» ставит задачу создать Комплексную систему обращения с ТКО, суммарная стоимость которой до конца 2024 года оценивается в 296,22 млрд. рублей. При этом 182 млрд руб. (т.е. более 60% стоимости проекта) должно быть привлечено из внебюджетных источников[3]. Таким образом, в период 2020-2024 гг. необходимо ежегодно привлекать в проект около 36,4 млн. руб. внебюджетных средств. Однако в 2018 году в виде экосбора в России было собрано лишь около 2,2 млрд. рублей.[4]

По подсчетам авторов законопроекта, после принятия законопроекта Фокина ежегодный объем экосбора вырастет почти в 11-13 раз – до 33 миллиардов рублей в год, что уже сопоставимо с суммой необходимых внебюджетных расходов по нацпроекту.

При этом внедрение нового закона не окажет существенного влияния на потребительские цены. По оценкам Strategy Partners (дочерней компании Сбербанка РФ) суммарный рост цен на минимальную потребительскую корзину прогнозируется в размере 178 рублей в год, если платить 100% по действующим ставкам экосбора. С точки зрения величины прожиточного минимума – это всего 0,14% в цифрах 2019 года.

В долгосрочной перспективе эффект роста стоимости упаковки из-за экосбора будет компенсирован ростом потребления более дешевой вторичной упаковки.

«Сегодня влияние этой отрасли незначительно, поскольку объем переработки маленький. Нет вторсырья, нет стимулов. Между тем переработка выгодный, а самое главное востребованный бизнес», - сказал президент общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Павел Титов.



Текущая ситуация со сбором и утилизацией мусора в РФ.

·        Общая площадь мусорных полигонов и свалок в России – около 4 миллионов гектаров (40000 кв км). Это сопоставимо с территорией Швейцарии или Нидерландов[1]. (А в контексте России – это площадь Ульяновской области, или 15,6 территорий Москвы)

·        Ежегодно в России образуется около 70 млн тонн ТКО. Из них около 93% закапывается – примитивно, без сортировки, в ущерб экологии. Соответственно, не более 7% ТКО утилизируется для повторного применения.[2]

·        Доля упаковки или вторсырья в составе отходов потребления, попадающих в твердые коммунальные отходы (ТКО), составляет 17% по массе и около 50% по объему:

§ Бумага и картон: 4 млн. тонн (5,7%),

§ Пластик: 3,1 млн. тонн (4,4%),

§ Стекло: 4,8 млн. тонн (6,9%),

§ Металлы: 0,5 млн. тонн (0,7%).

 

Россия vs Другие страны: Сравнение.

·        Согласно Национальному проекту «Экология», в России доля утилизируемых или точнее перерабатываемых ТКО (от общего объема) должна вырасти в 5 раз за 5 лет – с 7% в 2019-м до 36% в 2024 году [3]

·        Нынешние 7% утилизации ТКО в России – показатель, означающий большое отставание от развитых стран. По данным Евростата[4], в среднем по странам ЕС доля повторной переработки (рециклинга) ТКО составляет 47,4%. В некоторых странах показатель значительно выше: Германия (67,3%), Словения (59%), Австрия (58%). И даже в соседней Беларуси уровень утилизации ТКО составляет 17%, т.е. в 2,4 раза выше, чем в РФ.

Как показывает мировая практика, для стимулирования повторной переработки следует применять комплексный подход, в основе которого лежит экологический сбор.

 

Что такое экологический сбор: особенности и преимущества.

 

Согласно действующему ФЗ «Об отходах производства и потребления», экологический сбор – это неналоговый доход федерального бюджета, который уплачивается производителями товаров и упаковки товаров за «сбор, транспортирование, обработку и утилизацию единичного изделия или единицы массы изделия, утратившего свои потребительские свойства».

 

Из самого названия следует, что экологический сбор предназначен для целевого финансирования замкнутого цикла экономики, позволяющего сберечь экологию. Основные статьи расходов экосбора – это:

 

·        Операционные расходы (OPEX): Финансирование системы рециклинга и регенерации, т.е. переработки вторичных материальных ресурсов (ВМР) для повторного использования по прямому назначению;

·        Капитальные расходы (CAPEX): Финансирование части затрат на строительство новых объектов инфраструктуры – мощностей для рециклинга и регенерации ВМР.

 

Что это означает для производителей упаковки, который оплачивает экосбор? То, что их собственные расходы на уплату сбора становятся их же инвестициями в собственный бизнес по переработке ВМР.

Экосбор создает систему материальной мотивации там, где не хватает нематериальной. Образно говоря: производитель туалетной бумаги может проигнорировать призыв «Давайте сбережем тайгу Сибири». Но если использование первичной целлюлозы обойдется ему в несколько раз дороже, чем переработка старых газет – то он сам переключится на вторсырье, себестоимость которого уже оплачена экосбором. В этом ключевая разница: экосбор для производителя упаковки – не дополнительный налог, а экономический стимул!

 

 

Что это означает для потребителей товаров? В перспективе одного-двух лет это может привести к реальному снижению розничных цен на товары, упаковка которых сделана из переработанных материалов. Она просто дешевле.

А сразу после внедрения законопроекта это снизит расходы населения на вывоз мусора, поскольку вывоз упаковки или ВМР уже оплачен экосбором. ВМР, как мы помним, занимает около 50 процентов объема ТКО, а значит и везти нужно в два раза меньше.

 

Что это означает для макроэкономики? По сути – создание новой отрасли бизнеса с замкнутым циклом, с оборотом от 30 млрд рублей в первый год запуска – до 70-100 млрд рублей в последующие годы. Это новые рабочие места, рост налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, стимулирование инвестиций в новые технологии рециклинга, и т.п..

 

Что это означает для экологии? Возможность в 2 раза сократить объемы захоронения мусора на полигонах и свалках. Сейчас в России на упаковку различных товаров приходится более 50% от общего объема ТКО. Почти всю ее (за исключением некоторых видов полимеров) можно не выбрасывать на свалки, а перерабатывать и использовать повторно.

 

 

Кто против?

Несмотря на очевидные преимущества для страны и общества, законодательные инициативы, связанные с развитием «экономики замкнутого цикла», в России до сих пор часто воспринимаются негативно или с недоверием.


Косвенная причина этого – низкая информированность общества. Но основная причина –встречные лоббистские усилия тех компаний/ассоциаций/отдельных лиц, которые не заинтересованы в «циклической экономике», т.к. зарабатывают на производстве и продаже первичного сырья производителям (например, гранулированного пластика, первичной целлюлозы и т.п.)

 

Мы уверены: потребности страны и общества возобладают над узкими корпоративными интересами. Задача построения «циклической экономики», в очередной раз обозначенная в январском послании Президента РФ Федеральному собранию, является крайне важной – как с точки зрения экологии, так и с точки зрения конкурентоспособности России на





Возврат к списку

Написать в редакцию