17.07.2013 23:33:24

Древнейшие города Тульской земли

«Узловая» - новая книга серии «Древнейшие города Тульской земли\" 

\"Узловая\"♦Узловая / ТОСБС ; сост. К.М. Титаева ; ред. А.И. Кардашина ; компьютерная верстка и печать Н.П. Мызенковой ; отв. за вып. А.М. Чуканова. – Изд. для слабовидящих. – Тула, 2013. –  37 с. : ил. – (Древнейшие города Тульской земли).

Книга знакомит с историческими фактами и достопримечательностями одного из городов земли Тульской – Узловой.

В 1873 г. при строительстве Сызрано-Вяземской железной дороги возникла станция Хрущево – узел трех направлений на Тулу, Ряжск и Елец. С 1877 г. станция стала называться Узловой. Вокруг нее образовался поселок с тем же названием. По мере увеличения грузооборота на Сызрано-Вяземской железной дороге рос и пристанционный поселок, постепенно приобретая статус местного экономического центра. Здесь появились мастерские, веерное депо, дополнительная ветка на Венев. В 1924 г. вокруг Узловой был образован Узловский район.

В 30-х гг. XX в. на базе открытых угольных месторождений началось строительство шахт, шахтерских поселков и Бобриковского (Сталиногорского) химкомбината. К этому же периоду относится создание магистрали Москва – Донбасс для усиления связи центральных районов страны с Донецким угольным бассейном. Главный ход дороги от Каширы до Валуек пролег через Узловую – Елец – Старый Оскол. Станция Узловая была полностью реконструирована. В 1938 г. поселок Узловая получил статус города. В 1942 г. Узловский район вошел в состав Московской области, в 1957 г. вновь возвращен в Тульскую.

Ныне Узловая – один из крупнейших железнодорожных узлов федерального значения, город химиков, шахтеров, машиностроителей. Его символ – паровоз марки ФД («Феликс Дзержинский »), установленный на постаменте около железнодорожного вокзала; памятник железнодорожникам, работавшим во время Великой Отечественной войны.

Построенная в основном в советское время, Узловая славится своим художественно-краеведческим музеем, где наряду с богатой коллекцией по местной истории и художественной галереей работают общественные объединения, клубы. В городе создана система интересных экспозиций общественных музеев: горнодобывающей техники и кранов ОАО «Кран-УМЗ», грузового автотранспорта на базе 9-й автобазы, истории швейной фабрики (ныне ОАО «Мужские сорочки»), ОАО «Пластик», профтехобразования, отделенческой больницы.

Юные узловчане учатся в техникуме железнодорожного транспорта, машиностроительном колледже, медицинском училище. Посещают Дворец творчества юных, детскую юношескую спортивную школу, художественную и две музыкальные школы. Популярны народный ансамбль гармонистов «Тальянка», молодежный хор ДК машиностроителей, народный театр «Время». Фольклорные ансамбли «Калинушка» и «Сударушка» – лауреаты и дипломанты различных фестивалей. Узловчане по праву гордятся спортивными достижениями олимпийского чемпиона Шамиля Хисамутдинова.

Книга адресована широкому кругу читателей.



Возврат к списку

Написать в редакцию