• ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Поиск

Поиск

2024-03-15 09:28:14 · На темы дня

Узловая гордится своими героями

Узловая гордится своими героями
ФОТО: из архива УХКМ

В этом году исполнилось бы 110 лет со дня рождения Ивана Ивановича Федунца – директора узловского машиностроительного завода.

За полтора века, немало узловчан прославили свою малую родину. Одни своими воинскими подвигами, другие трудовыми достижениями.

Иван Иванович родился в крестьянской семье 15 марта 1914 года в деревне Верх-Ачинск Кайлинской волости Томского уезда Томской губернии (ныне село Верх-Ачино Сурковского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области). У Ивана было 3 старших брата Степан и Сергей и Василий, который и возглавил семью после смерти родителей.

С 16 лет начался трудовой путь Ивана Федунца. В 1935 году окончил Кемеровский горный техникум по специальности «Горный техник. Электромеханик». Несколько лет работал механиком участка, главным механиком шахтоуправления на кемеровских шахтах. В начале 1938 года призван в Красную Армию. Отслужив, продолжил работу на шахте.

С началом Великой Отечественной войны подал заявление для отправки на фронт, но получил отказ: в тылу нужны специалисты. В ноябре 1941 года Иван Иванович назначен начальником центральных электромеханических мастерских (ЦЭММ) треста "Прокопьевскуголь". В июне 1942 года на базе мастерских и оборудования, эвакуированного из Донбасса Краснолучского машиностроительного завода, был создан Прокопьевский рудоремонтный завод (с 1946-го – Прокопьевский механический завод комбината Кузбассуголь»). Директором стал Иван Иванович Федунец, незадолго до этого, 14 апреля 1942 года, награждённый медалью «За трудовое отличие», за выполнение спецзадания по выпуску боеприпасов. Немало других поощрений и благодарностей у Ивана Ивановича за труд в эти сложные для страны годы. Главной продукцией во время Великой Отечественной войны были корпуса мин и бомб. После Победы завод занимался ремонтом горношахтного оборудования и экскаваторов, изготовлением оборудования и запчастей к горным машинам.

В 1950 году Ивана Ивановича вызвали в Москву и назначили директором Узловского машиностроительного завода.

С приходом нового директора у завода появились и новые задачи – наладить производство пятитонных лебёдок, передвижных строительных бункеров, и много другое. Наращивалось производство металлоконструкций для шахт и предприятий, возводились новые цеха.

В 1951 году запустилось производство пятнадцатиметрового передвижного ленточного транспортера "Ленинец". В последующие годы их было изготовлено более тысячи штук.

Завод развивался и рос быстрыми темпами, производя продукцию широкого спектра: от канализационных люков, вагонеток, до электрокранбалок, электрофильтров, барабанных лебёдок, бетоноукладчиков, пятитонных козловых кранов и многого другого.

Со второй половины 1950-х завод выходит на Всесоюзный уровень, заслужив неоднократные первые премии и переходящие Красные знамёна Совета министров РСФСР и ВЦСПС.

За историю машиностроительного завода не одна сотня работников, как руководителей, так и рабочих заслужили высокие государственные награды, в их числе и Иван Федунец.

В последующие годы потребности страны росли, а с ними и рос машиностроительный завод, начав производство более тяжёлых козловых кранов, широких ленточных конвейеров, проходческих щитов. Так, узловский козловой кран (ККУ-7,5) был удостоен Диплома второй степени на Всесоюзной промышленной выставке, а к технике машиностроительного завода проявили интерес представители разных регионов нашей страны и иностранные специалисты.

Машзавод стал признанным крупным предприятием тяжёлого машиностроения.

Для такого подъёма требовалось много специалистов, которых в небольшом городе не хватало. Но и с этой задачей Иван Иванович и его опытная команда великолепно справились.

Строительство началось при предшественнике Ивана Федунца, так в 1949 году было построено новое здание школы № 7, открыто горнопромышленное училище (ПТУ №5). С приходом Ивана Ивановича всё развернулось гораздо шире.

Началось крупное строительство жилья, социальных учреждений для рабочих и их семей, асфальтирование дорог, озеленение города. При Иване Федунце в Узловой разрастался новый микрорайон, появились средняя и музыкальная школы, аптека, детские сады, поликлиника, больница, столовая, ресторан, магазины, отделение госбанка, парк культуры и отдыха. В современный, развивающийся городок ехали со всего Советского Союза.

В 1950-е годы квартиры получили более шести тысяч работников завода. В 1957 году открылся вечерний горно-машиностроительный техникум, в 1959-м – вечерний факультет филиала Тульского механического института, в 1961-м – заочный политехнический институт. Студенты, ещё во время учёбы получив практику на заводе, выпускались достойными специалистами.

И сам Иван Иванович, имея плечами Кемеровский горный техникум и курсы повышения квалификации, заочно поступил в Тульский политехнический институт, получив диплом по специальности «Горные машины и комплексы».

18 января 1957 года для жителей города распахнул свои двери Дворец культуры машиностроителей. Где работали многочисленные кружки, выступали знаменитые артисты, устраивались вечера.

А завод всё рос и рос, освоив производство козловых кранов с грузоподъёмностью в 20 тонн, 30 и даже 50 тонн, показывая высочайшую, в сравнении со средней по стране, производительность. За свою историю машзавод произвёл около 40 тысяч кранов.

Не отставало и производство горношахтного оборудования. Начался выпуск щитовых механизированных крепей «Мосбасс-2», «Мосбасс-3», «Мосбасс-4», оборудования к ним. Узловский машиностроительный завод первым в стране наладил серийное производство комплексов ОМКТ «Тула» и его дальнейших модернизаций, по достоинству оценённых отечественными и зарубежными специалистами.

Продукция Узловского машиностроительного завода стала поставляться не только на шахты многих областей и республик Советского Союза, но и в Чехословакию, Югославию, Болгарию, Венгрию, Польшу, Корею.

Вклад руководителя машиностроительного завода в развитие Узловского района и всей нашей страны был по достоинству оценён на высшем уровне. «За выдающиеся заслуги в выполнении заданий семилетнего плана и достижение высоких технико-экономических показателей в работе» Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 июля 1966 года Ивану Ивановичу Федунцу было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Торжественное вручение награды проходило во Дворце культуры машиностроителей имени Ю.А. Гагарина.

В 1971 году предприятие было награждено орденом Трудового Красного знамени.

За такими достижениями стояли не только, целеустремлённость, профессионализм, требовательность к себе и подчинённым, знание всех уровней производства, но выдающийся талан руководителя.

Иван Иванович Федунец многократно избирался депутатом городского и областного Советов депутатов, дважды депутатом Верховного Совета СССР, делегатом XXIV съезда КПСС.

Награждён орденами Ленина, Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта», медалями «За трудовое отличие», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», знаком «Шахтёрская слава» I и II степеней, благодарностями.

При Иване Ивановиче Узловский машиностроительный завод обрёл мощь и славу, стал одним из крупнейших предприятий машиностроения в нашей стране и за рубежом, на нём появилось новое производство горношахтного и подъёмно-транспортного оборудования.

31 мая 1972 года Ивана Ивановича не стало. С ним прощался весь город. Гроб с его телом несли на руках до места упокоения.

Вскоре после смерти легендарного директора, Указом Совета министров РСФСР Узловскому машиностроительному заводу было присвоено имя Ивана Ивановича Федунца, а на здании управления завода открылась мемориальная доска.

3 октября 2006 года, решением Собрания депутатов МО города Узловая Ивану Ивановичу Федунцу присвоено звание «Почётный гражданин города Узловая», 26 мая 2014 года его имя присвоено Лицею (школа №20).

Машзаводчане и жители города с теплотой вспоминают о легендарном директоре – Иване Ивановиче Федунце, внёсшим великий вклад в развитие и благоустройство нашей малой родины.

Узловая гордится своими героями и никогда не забудет их имена.

Иван Земсков

Фото из архива