• ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Поиск

Поиск

Хранитель аутентичного вкуса или «Сыграй в лучшем виде»

Хранитель аутентичного вкуса или «Сыграй в лучшем виде»

Екатерина Дыкина, преподаватель школы искусств, - человек многих талантов: депутат и общественный деятель, активный партиец "Единой России", и при этом - прекрасный музыкальный педагог, по-настоящему влюбленный в дело своей жизни.

«У меня есть знакомая - отличный мастер в приготовлении различных блюд. Как-то раз мы с мужем были у нее в гостях. И он тогда мне сказал, что она на кухне точно также ловко управляется, как я со своими учениками. Как и у меня, у нее нет готовых рецептов, она к каждому блюду относится индивидуально, как бы раскрывая в том или ином своем шедевре ту самую изюминку. В моей работе раскрыть изюминку - значит способствовать зарождению новой творческой личности», - рассказывает Екатерина Дыкина.

Каждый ученик, по ее словам, это как необработанный бриллиант, который надо подшлифовать - и будет тот самый блеск, которого ты и хотел добиться.

«Если что-то пошло не так, значит, стоит попробовать по-другому, зайти к юному дарованию с другой стороны. Если звук не поет от прикосновения пальцев к клавишам фортепиано, значит, руки зажаты, либо внутри что-то «застегнуто» у ребенка под самую шею, и он не может выразить всего себя. Или ты, как его преподаватель, не понимаешь чего-то в нем. Надо все время «трогать блюдо», менять процесс, поддерживать ребенка. Это и есть самое главное в преподавательском искусстве», - продолжает наша собеседница.

Ко всему этому Екатерина Дыкина пришла не сразу. Ведь человеку несвойственно            родиться и стать специалистом в один миг. Нет, потребуются годы, да и без усердия и любви к своей профессии ничего путного не произойдет. И, наверное, со мною согласятся многие.

Так вот, когда-то в 1977 году в Узловой родилась девочка Катя, голосистая была, как вспоминает сама. Всегда хотелось поиграть на чем-либо, даже на нервах.

Шло время. Школа, а потом выбор пал только на одно средне-специальное образовательное учреждение. В 1997 году она закончила Новомосковское музыкальное училище. Молодого специалиста сразу же взяли в Узловскую детскую школу искусств преподавателем по классу фортепиано. Но на этом Екатерина не остановилась. Начала повышать свой уровень знаний. Далее был Тульский государственный университет имени Льва Толстого. И вот 2014 год, диплом о высшем образовании получен. С 2015 года она становится заведующей отделением. Как же она определилась с выбором своей будущей профессии?

«Еще в школе мне нравились уроки музыки. Когда в наш городок приезжали великие пианисты, учительница нас водила на их концерты. Вот так я и приобщилась к музыкальному искусству. Поэтому музыка и стала моей профессией по жизни, другом, если хотите знать. Я ни о чем другом и не думала. Кроме того, у нас были прекрасные преподаватели, и я им очень благодарна. Помню, как мама меня возила в Филармонию, мне тогда казалось, что передо мною открылась огромная сказочная страна с большими инструментами, а звуки до сих пор напоминают трели птиц и журчание ручейка, что у нас возле дома. Поэтому всегда мечтаю об одном, чтобы дети не расставались с музыкой», - с удовольствием и с блеском в глазах вспоминает Екатерина Дыкина.

Так шаг за шагом Катя из девочки превратилась в Екатерину Вячеславовну, любящую свою работу и предмет, который до сих пор и преподает. По словам нашей собеседницы, освоение фортепиано – это целый комплекс, в который входят работа тела, души, сознания. И важным здесь является то, чтобы ребенок, играя на музыкальном инструменте, внутренне был свободным, как птица в полете.

«Много детей сейчас закрытых. Многие производят впечатление немузыкальных. Я уверена, что выразительно можно научить играть любого ребенка. Просто с кем-то это трудно, а с кем-то получается сразу. Это вопрос времени. Любовь, терпение - это в любом деле, не только в музыке. В начале урока тебе должно быть понятно, кто перед тобой сегодня: с кем он играл, общался, что ему дома сказала мама, почему он пришел не в настроении, например, а вдруг он с кем-то поссорился. Здесь надо учитывать многие факторы. Потому как с таким настроем ребенок играть с отдачей на инструменте не будет. Поэтому я никогда не начинаю урок сразу, не поняв, кто сегодня передо мной. Мало быть просто преподавателем, в нашей профессии необходимо быть и психологом. Я считаю, что в педагогику должны идти люди с интуицией. Мы детей должны понимать лучше, даже чем их родители, потому что они перед нами раскрываются творчески», - делится своим опытом Екатерина Дыкина.

За годы своей работы Екатерина Вячеславовна выпустила более 47 исполнителей на фортепиано, многие из которых стали профессиональными музыкантами. Не зря она пользуется большим уважением своих учеников, к которым так привязана. Они ей отвечают взаимностью.

«Екатерина Вячеславовна интересно ведет уроки. Выбирая музыкальное произведение для разучивания, она всегда советуется со мной, нравится мне оно или нет. Рассказывает о композиторе и о музыкальном образе, задуманном автором. Когда у меня возникают трудности с разучиванием, всегда помогает мне справиться с ними. Екатерина Вячеславовна всегда похвалит, если я хорошо занимаюсь, а когда я плохо подготовлена, обязательно даст возможность исправиться. Она всегда интересуется как у меня дела в общеобразовательной школе, чем я еще увлекаюсь кроме музыки, какие у меня отношения с ровесниками», - так рассказывает о своем преподавателе учащаяся фортепианного отделения Алена Ильина.

«Екатерина Вячеславовна, как преподаватель, как завуч всегда помогает нам участвовать в конкурсах и различных концертах, поддерживает и болеет за нас. Организовывает интересные экскурсии, поездки на концерты, в театры. Екатерина Вячеславовна знает всех детей школы не только в лицо, но и по именам, интересуется нашими успехами. А еще мы получаем от нее в благодарность за наши знания, которые она нам дает, грамоты и приглашения на Губернаторскую елку», - неожиданно для нас поделился своими впечатлениями о своем преподавателе Ярослав Мухамадеев.

Он, кстати, учится уже в пятом классе и успел принять участие во многих конкурсах различного уровня. Но на контакт с нами пошел не сразу, видимо, стеснялся. Однако, как будущий музыкант, собрался и ударил, как говорится, по всем клавишам своего любимого музыкального инструмента.

Открытость и доброта Екатерины Вячеславовны – главные её помощники в работе. А      как же без этого? Ведь не каждому преподавателю дано управлять вниманием ученика, уметь распределять правильно нагрузку на молодое дарование, учитывать особенности его памяти и мышления. У нашей собеседницы это все присутствует. И это подтверждают родители коллеги по работе. Преподаватель по классу домры и гитары Елена Дворная отметила:

«Екатерина Вячеславовна, как опытный преподаватель очень компетентный и методически грамотный специалист. Она хорошо осознает цели и задачи дополнительного образования, быстро ориентируется в нормативно-правовой базе. К ней всегда можно обратиться за помощью в решении вопросов по учебному материалу. Она большое внимание уделяет для постоянного развития своих профессиональных компетенций и ведет большую и активную работу для повышения квалификации своих коллег. Постоянно старается активизировать коллектив для участия в различных мероприятиях и проектах. Я ее называю «генератор идей»! Она активно участвует в реализации благотворительного проекта «Театр детям провинции», организовывая бесплатные поездки для детей, проживающих на территории Узловского района, в различные театры столицы нашей страны. А если говорить просто как о коллеге, Екатерина Вячеславовна очень общительный, энергичный, отзывчивый человек с хорошим чувством юмора. Даже к решению проблемы она может подойти позитивно, после общения с ней всегда поднимается настроение».

Мама учащейся Кристина Рославцева:

- Когда я привела свою дочь Милу в школу искусств, нас встретила Екатерина Вячеславовна. Она сразу познакомилась с моей дочерью, проверила музыкальные данные, расспросила об ее интересах, как бы «прощупала» характер, темперамент ребенка, ее натуру, и сразу посоветовала педагога и музыкальный инструмент. Сейчас Мила занимается уже четвертый год по классу фортепиано у прекрасного педагога, имеет хорошие успехи. Все эти годы мы в тесном контакте с Екатериной Вячеславовной, я регулярно обращаюсь к ней с различными вопросами, особенно сейчас, в период пандемии, когда большое количество мероприятий проходит дистанционно. Екатерина Вячеславовна на связи 24 часа в сутки, всегда поможет, подскажет.

Но увлеченность любимым делом, преданность профессии в Екатерине Дыковой вполне гармочино сочетаются с активной жизненной позицией, с желанием участвовать в общественной жизни. Именно это в свое время и привело ее в партию "Единая Россия".

«Я вступила в "Единую Россию", потому что увидела и осознала на деле, что она не дает пустых обещаний, и ее слова не расходятся с действиями. Успешно реализуются различные партийные проекты, которые направлены на развитие страны, как в целом, так и в отдельно взятых субъектах. На территории Узловского района реализован не один из таких проектов. Ведь доступность учреждений культуры для граждан Российской Федерации вне зависимости от места их проживания – одна из задач Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Проблема является особо актуальной для малых городов, таких как Узловая. Зачастую клубы, библиотеки, школы искусств – это единственные очаги культуры, где люди могут проводить свое свободное время, общаться, решать даже свои проблемы на встречах с представителями власти. И большинство таких островков культуры нуждаются в ремонте. Важными аспектами проекта «Культура малой Родины», в том числе и по направлению "Оборудование для детских школ искусств и училищ", являются обеспечение развития и укрепление материально-технической базы. В 2019 году наша школа пополнилась музыкальными инструментами, проведён ремонт зала. Проект призван обеспечить доступ всех граждан к участию в культурной жизни своей малой родины и расширить возможности для дополнительного образования», - поделилась преподаватель Узловской школы искусств.

И по всему видно, что Екатерина Дыкина с энтузиазмом выполняет все, что от нее зависит. Трудиться плодотворно на благо своего города, говорит, возможно только вместе с единомышленниками и теми, кто заинтересован в улучшении качества жизни нашей малой родины. И как она сама говорит, мы все делаем одно дело.

В конце беседы мне стало понятно, что Екатерина Дыкина преподаватель с большой буквы, а еще она хорошо представляет свою задачу - дать возможность маленькому или большому человечку овладеть инструментом настолько, чтобы он сам получал удовольствие от своей игры. Он и его слушатели.

И всего этого достичь можно только благодаря терпению. Именно оно основной инструмент преподавателя музыки. Надо помогать осваивать фортепиано постепенно, понимая при этом, что техника нужна для высвобождения творческой энергии. А без нее никак. Инструмент надо ласкать – это живой организм.

Екатерина Дыкина: «Добиться творческой свободы можно, только имея свободу техническую, тогда точно толк будет».