• ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Поиск

Поиск

От кукол и машинок до искушения Евы

От кукол и машинок до искушения Евы

Татьяна Кутикина

От кукол и машинок до искушения Евы

ЭССЕ

Разглядывая детские игрушки в магазине, всегда замечала: как мало кукол-мальчиков! А, если и есть, то предназначены они не для мальчиков, а для девочек. И зайчики, и мишки – тоже скорее для девочек. А что же для мальчиков? Танки, пистолеты, автоматы и другие всевозможные орудия убийства. А если желаете немного отступить от прямо милитаристской темы, вам предложат машинки, самолетики, конструкторы, воспроизводящие строительство домов. Словом, все то, к чему нельзя обратиться, назвать по имени, сказать «ты». Игрушки, изображающие неодушевленные объекты. В лучшем случае для мальчишеских игр предназначены жутковатые киборги с масками вместо лиц, роботы с квадратными головами или солдатики, у которых тоже почти нет лиц.

Совсем другое дело – куклы. Разве мы в своем детстве могли назвать куклу неодушевленным предметом?! Каждая из них носила имя. На ночь ее хотелось уложить в уютную кроватку, заботливо укрыть одеяльцем. Потому что мы были девочками и начинали жить в живом мире межличностных отношений и воспроизводили эти отношения в своих играх.

В мальчишеских играх разыгрываются только субъект-объектные отношения: человек-машина. Я не отрицаю этой стороны бытия. Тоже в детстве играла и в машинки, и в пистолеты, строила дома из конструктора. Но насколько насыщеннее, разнообразнее были сюжеты игр с куклами! Это не были банальные «дочки-матери». Куклы «летали на другие планеты» и «устраивали дворцовые перевороты», «ссорились и мирились», «выбирали женихов» и «боролись со злыми колдунами»… И всегда проигрывались характеры, отношения, ситуации.

Философы противопоставляют понятия «личность» и «субъект». Личность имеет дело с другими личностями, а субъект – с неодушевленными объектами. И на все вокруг он смотрит, как на объекты. Глядя на мальчишечьи и девчоночьи игрушки, приходишь к выводу, что мальчиков учат быть субъектами в мире неживых объектов, а девочек – личностями в живом мире личностей. Так формируется мужское и женское мировоззрение.

К человеку, живущему в мире неодушевленных объектов, и природа поворачивается лишь одной своей стороной – стороной мертвой материи. Ее можно изучать, можно покорять, но с ней нельзя общаться, как с живым началом. Лес для такого человека – это только древесина, а животные – не чувствующие существа, а мясо и пушнина. Домашний питомец в лучшем случае может быть редким экземпляром дорогой породы. Такой человек словно отказывается признавать реальное существование живых, чувствующих существ, других «я», их желаний, переживаний, свободных действий.

А женщину – выросшую девочку – окружает одушевленный мир, свободный, непредсказуемый, загадочный. А, главное, мир, с которым можно общаться. Иная женщина будет разговаривать не только со своей собачкой, но и с комнатными цветами, а иногда и с любимыми сувенирами, во всем вокруг видя одушевленное начало, достойное общения.

Не потому ли говорится, что Адам нарекал имена всем животным. Он проникал в сущность каждого организма, делая его понятным себе объектом. А Ева, как мы помним, общалась с животными. В частности, с одной рептилией. Хотя общение со змеей и стало ее самой большой ошибкой. Что ж, в большие ошибки впадают более совершенные и сложные существа. Из ангелов – Люцифер, из людей – женщина. Бытие личности предполагает свободу выбора, которая в свою очередь несет в себе риск ошибочного выбора. Это только в мире объектов – все логично, обусловлено причинно-следственными связями, детерминировано незыблемой закономерностью.

Живущий в мире объектов мужчина и на женщину смотрит, как на объект. Его заботят не ее радости и тревоги, а пропорции ее фигуры, окружность талии и бедер. Является ли она тем редким экземпляром, которым он может похвастаться перед друзьями, как своей новой машиной? Более развитой мужчина может задаться вопросом: что эта женщина представляет для меня? Возможно, она – хорошая хозяйка, делающая мою жизнь комфортной? Или роковая женщина, привносящая в жизнь яркие страсти? Или муза-вдохновительница? Или идеал чистоты и нравственности? Но во всех этих случаях женщина все равно остается лишь объектом. Даже объект поклонения – это только объект. У объекта не может быть своей внутренней жизни. Он ценен лишь тем, что представляет собой для субъекта. Субъекту безразлична внутренняя жизнь того, кого он воспринимает как объект. Не случайно психологи утверждают, что мужчинам в меньшей степени свойственна эмпатия.

В противоположность этому человек-личность и во всех вокруг желает видеть личности. Не потому ли многие женщины заявляют о безразличии к мужской внешности? Будучи сама личностью, такая женщина желает видеть личностное, духовное начало и в своем мужчине, даже когда он – самый примитивный самец, живущий сугубо плотскими интересами. Жаль только, что многие женщины подстраиваются под мужское мировосприятие и стараются сами сделаться в первую очередь привлекательными объектами, пряча свою личность.

А еще нередко женщины живут ради своих близких. Не ради абстрактной идеи или любимого дела, а ради живых людей: детей, мужа. И это – тоже высокая цель.

Конечно, нельзя отрицать объективную сторону бытия. Так можно дойти до отрицания объективной истины, объективной реальности, до релятивизма, признающего истиной то, что хочется считать истиной, начать жить в мире своих грез, субъективных фантазий. Так же и в любимом человеке важна не только невыразимая в словах личность, но и вполне объективная красота, как внешняя, так и внутренняя. Есть две правды, не противоречащие одна другой, а глядящие на бытие с разных точек зрения: правда глядящего в объективный мир, и правда глядящего в одушевленный мир. Они должны дополнять друг друга.

А личности для ее гармоничного развития нужно иметь дело и с неодушевленными объектами, изучать окружающий мир, объективные законы мироздания, иметь дело с предметами техники, уметь что-то мастерить, конструировать, но также – и с живым началом.

Если хотите, чтобы ваш сын вырос личностью, способной к эмпатии, к сопереживанию другим, купите ему куклу или хотя бы плюшевого медведя, которого он будет кормить из игрушечной посуды воображаемой кашей и укладывать в кроватку. Помните, какой игрушечный медведь, научивший ребенка сопереживанию, был у Дениски Кораблева из рассказа Виктора Драгунского? Если хотите, чтобы ваша дочь выросла человеком, не зацикленным на межличностных отношениях, купите ей конструктор, пусть строит дома и машины.

А еще пусть у вашего ребенка обязательно будет домашний питомец. Объясните ребенку, что это – не объект, который мы любим лишь за красоту или породистость, и от которого легко можно избавиться, если он начнет доставлять неудобства; а живое существо. И мы любим это существо потому, что оно нуждается в нашей любви и заботе и любит нас в ответ.

Ибо в любом случае живое, одушевленное должно быть важнее любых неодушевленных объектов.

 

Татьяна Кутикина

 

ИРОНИЧЕСКИЙ ГИМН ВЕСЕННЕМУ СОЛНЦУ

Солнечный свет заливал без разбора

Юную зелень нежнейшего цвета,

Стены и крыши, столбы и заборы,

Битые стекла, пустые пакеты,

 

Ржавый замок на железных воротах,

Сонных собак и спешащих прохожих,

Кошку с котом на капоте Тойоты,

Старых и малых, плохих и хороших,

 

Юную маму с коляской лиловой,

Парня с гитарой, ворону на елке,

Даму со шпицем и сумочкой новой,

Восемь старушек и деда в бейсболке,

 

Грядку нарциссов и грядку тюльпанов

И одуванчиков россыпь беспечных,

Пьяного дядьку, двух девочек странных

С синими косами, волны на речке,

 

Знак с запрещением всякого въезда,

Желтый автобус и бабочки крылья,

Трех собутыльников возле подъезда,

Дворника, плиты, покрытые пылью,

 

Стройного клена кудрявую крону,

Двух голубей, копошащихся в луже,

Урны, бульдозер, витрины, газоны,

Всех, кто разбужен, и кто равнодушен.

 

Солнце смеялось, вовсю ликовало,

Вспышками пламени в окнах играло,

В битой стекляшке алмазом сверкало,

Всех уровняло и всех обласкало.

 

Нежься в потоках горячего света,

Радуйся солнцу, живая планета!

 

ВЕСЕННЕЕ НАСТРОЕНИЕ

Влюбиться бы чуть-чуть для вдохновенья,

Для сладкого весеннего томленья,

Чтоб соловьиное расслышать пенье

И написать еще стихотворенье,

 

Чтоб милый юный эльф явился музой,

Не страстью роковою, не обузой,