• ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Поиск

Поиск

Ни дня без строчки

Ни дня без строчки

 

 

В последний день марта ушел из жизни человек, без творчества которого давным-давно невозможно представить ни отечественное кино и театр, ни российскую литературу.   На 96-м году жизни скончался писатель, драматург, сценарист Леонид Зорин. Сам Леонид Генрихович считал, что прожил счастливую жизнь – и гордился тем, что больше знают его произведения, чем его самого.

Леонид Зорин родился в Баку в 1924 году, очень рано ощутил тягу к литературному творчеству – первый стихотворный сборник выпустил в 10 лет, юношей начал писать либретто для оперы и балета, в Азербайджанском театре. С отличием окончил филологический факультет Азербайджанского государственного университета имени Кирова (сейчас — Бакинский государственный университет), а после — в 1947 году — Литературный институт имени Горького. 

Конечно, в первую очередь Зорина знают как драматурга. Первая его пьеса «Молодость» была поставлена в Малом театре ещё в 1949 году. Потом были другие – грустные и веселые, но всегда отличающиеся невероятным чувством слова. Одна из самых его знаменитых пьес - «Варшавская мелодия», написанная в 1967 году, о любви польской девушки Гели и русского юноши Виктора, которые не смогли пожениться из-за принятого в 1947 году указа Президиума Верховного Совета СССР, запрещающего браки с иностранцами. Любители театра со стажем наверняка помнят телеверсию знаменитого спектакля вахтанговского театра с Юлией Борисовой в главной роли. Молодым же будет ближе постановка 2010 года театра на Малой Бронной с Юлией Пересильд и Даниилом Страховым.

Конечно, самое известное произведение Леонида Зорина – «Покровские ворота», причем не столько спектакль, сколько снятый на основе пьесы фильм Михаила Козакова, давно ставший культовым и разобранный на цитаты. Помните?

- Хоботов! Это мелко!

- Высокие… выс-с-сокие отношения!

- Резать к чертовой матери, не дожидаясь перитонитов!

- Я не знаю. Я вся такая внезапная, такая противоречивая вся.

 

По сценариям и на основе пьес Леонида Зорина были сняты и такие известные фильмы, как «Человек ниоткуда», «Карнавал», «Царская охота» и другие, всего – 17 картин.

Но Леонид Зорин был не только талантливым драматургом, но и не менее талантливым прозаиком, хотя эта сторона его таланта широкой публике не так известна. Чем старше он становился, тем больше времени отдавал именно прозаическим текстам, практически каждый год предлагая своим читателям новые романы и повести, по большей части публиковавшиеся в литературных журналах, в первую очередь, в «Знамени».

По словам критика А. Агеева, зоринские «… «маленькие романы» последних лет стали в своем роде сенсацией - выгодно отличаются от основного литературного потока динамикой сюжета, ясностью композиции, рельефно прописанными характерами». В большинстве из них герои упрямо стремятся постичь истинную цену явлений, ощутить «связь времен», познать «вещество истории».

Например, «Юдифь» - роман о «любви-наваждении», в которой не жаль «потерять голову». О роковом влечении, пронесенном через все катаклизмы и войны XX века. О том, что не только в разведке и диверсионных рейдах, но и в любви «твоя ставка – жизнь».

А действие романа «Сансара» разворачивается сразу в двух временах – начале двадцать первого века и в «золотую» пушкинскую эпоху, и одним из главных героев книги стал российский канцлер Александр Горчаков, талантливый дипломат, один из лицейских сокурсников великого поэта.

И хочется верить, что книги Леонида Зорина буду находить новых читателей еще долгие-долгие годы.

 

Елена Зенина