• ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Поиск

Поиск

2019-11-04 10:30:00 · Мы - разные

Считаю себя россиянином

Считаю себя россиянином

Сегодня День народного единства. Этот праздник символизирует не столько победу над польскими интервентами в XVII веке, сколько сплоченность народа. Праздник имеет большое значение для страны, так как напоминает россиянам о том, что только вместе можно преодолеть препятствия и справиться с трудностями.

На территории России проживают представители 195 народов и народностей, которые относятся к десяткам религиозных течений. И празднование Дня народного единства – это повод для граждан страны с многонациональным и многоконфессиональным составом почувствовать себя единым народом.

Что такое народное единство, как его пощупать и не является ли оно фантазией пропаганды? Нет, не является. Есть вещи, которые мы не замечаем. К примеру, воздух, без которого мы не проживем и двух минут. Так обстоит дело и с народным единством - мы его не ощущаем, но оно есть. В силу народного единства мы имеем возможность растить детей, работать, творить, быть счастливыми.

Узловский район – многонациональный. По данным Всероссийской переписи населения здесь проживают представители 55 национальностей, из них – 28 национальных групп, включающих в себя от 7 человек и более. Осуществляют свою деятельность и 9 религиозных организаций.

Единство народа – в памяти

В чем же заключается наше единство? На мой взгляд – в памяти. Чтобы слыть народом, иметь в себе дух сплочённости, необходимо помнить свои корни, знать свою историю.

«Корни, как известно, это – малая родина, ее история, культура, быт, уклад и традиции. У каждого человека, безусловно, есть своя малая родина, свой заветный и милый сердцу уголок… Но так ли много мы, а в особенности подрастающее поколение, знаем о прошлом своего края, о родословных своих семей и т.д.? Наверное, не каждый может этим похвастаться. А ведь, чтобы познать самих себя, уважать самих себя – надо знать свои истоки, знать прошлое родного края, гордиться своей причастностью к его истории», - утверждал академик Дмитрий Лихачев.

В Узловском районе есть замечательное село Бутырки, славящееся своей богатой историей и талантливыми людьми. Настоящие подвижники, радеющие за свою малую родину, не устают прославлять ее, и запечатывают память о народной силе в книжный переплет.

В 2016 году Сергей Пак и Сергей Кусакин издали книгу о селе Бутырки «Родины милый уголок». В этом году вышло еще более грандиозное продолжение издания «Трудом жива деревня», дополненное множеством ценных исторических фактов, иллюстрированное документальными фотографиями. В эпилоге книги краевед, член Союза журналистов СССР Татьяна Сапрыкина дает такую рецензию изданию: «Эта книга ценна тем, что современному поколению бутырских жителей она станет неоценимым подспорьем для познания истоков своей родины. Об этом позаботился один из авторов Сергей Васильевич Кусакин. Скрупулёзно он изучил многое из того, что сохранили архивы древних документов, выбрал самое ценное, проливающее свет на более, чем 300-летнюю историю села, воскресил имена семейных родов, живших на этой земле».

История села

Бутырки – одно из старинных селений бывшего Епифанского уезда, возникшее в конце XVII века на месте впадения рек Большая и Малая Сукромна в Дон. Это окраина Узловского района, и название в полной мере оправдывает свое местоположение, потому что в старину бутырками называли жилище, отделенное от общего поселения.

В XVIII – XIX вв. село Бутырки и окружающие его населенные пункты находились во владении нескольких помещиков. Наиболее крупные земельные владения этой местности имели Игнатьевы и Протопоповы.

После революции 1917г. барские имения разрушили и разграбили. В 1920 на землях бывших усадеб создана коммуна, а в 1931 началось образование колхозов. В селе организовали четыре колхоза, которые впоследствии объединились в колхоз «Путь коммунизму». В 1964 году оно вошло в состав колхоз «Дон», название которому, дала река Дон, протекающая рядом с Бутырками. В колхозе занимались производством зерновых и выращиванием крупного рогатого скота. В здании сельской церкви организовали склад и механические мастерские.

Во время Великой Отечественной войны здесь трудились женские тракторные бригады. Старожилы вспоминают, что боевых действий в Бутырках не велось, но со стороны Епифани звучали разрывы снарядов и полыхали пожары. На фронт отправились все бутырские мужчины призывного возраста, кроме больных и стариков. Послевоенная жизнь села складывалась нелегко, но люди продолжали трудиться на благо страны и родного села, создавали семьи, растили детей. Со временем в селе построили новый магазин, столовую, детский сад, школу, общежитие, баню, появились двухэтажные дома и асфальтированная дорога.

Земляки
Жители Бутырок не понаслышке знают, что такое народное единство, сообща здесь спорится работа, общими усилиями поныне живет село, продолжается и его история. Праздники селяне также отмечают массово. Ежегодно в середине июля здесь проводят День села Бутырки. Сегодня здесь проживают чуть больше двухсот человек, но все они настоящие патриоты, а традиция сообща праздновать День рождения села еще раз подтверждает всеобщую любовь к своей малой родине.

В этом году здесь произошло еще одно событие, говорящее о сплочённости жителей, их радении за общее дело. Чтобы сохранить память об истории края для будущих поколений, в бывшем имении помещиков Протопоповых сельчане заложили вишневый сад.

По словам этнографов, национальность дольше всего сохраняется в пристрастии к национальной кухне. Многие уже не знают языка своих предков, считают себя русскими, но хранятся родовые коды в фамилиях – Логвиненко, Шейко, Шеховец, Шейкович, и главное, в пристрастиях к национальной кухне. На обед в таких семьях вам подадут галушки в сметане, вареники с вишнями, знаменитый украинский борщ, а может картофельные драники или знаменитый белорусский холодник.
Вот и на праздники в селе Бутырки столы пестрят изобилием национальных кухонь – русские пироги и блины, украинские вареники, борщ, кавказские шашлык и люля-кебаб. На знаменитый День села Бутырки, здесь собирается множество гостей близлежащих деревень и городов, среди которых есть и украинцы, и армяне, и русские, и белорусы, и азербайджанцы – праздник объединяет всех. И все по праву считают себя россиянами.

Я люблю оба народа
Армянин из Грузии, узловчанин Михаил Марутян, так говорит о прочтенной им книге «Трудом жива деревня» и жизни своей семьи в России:
«Я армянин, переехал в Россию с семьей, когда был ребенком. Да, мы в большей мере обрусели, многие мои соотечественники даже не помнят родного языка. Я стараюсь поддерживать эту память, в семье общаемся на армянском, готовим на праздники наши национальные блюда. Я не считаю себя русским – я армянин, но я считаю себя россиянином. Потому что Россия удивительная страна, здесь с легкостью на одной лестничной клетке уживаются армянин, русский, украинец и бурят. Праздники отмечают целыми селами и деревнями, вплетают новые вехи в историю страны. Книга «Трудом жива деревня» совершенно случайно попала ко мне в руки, но я с большим интересом ее прочитал. Признаюсь, честно, никогда не был в селе Бутырки, но теперь обязательно постараюсь его посетить. Мы чтим память своих предков, своей страны, отрадно, что в России тоже есть люди, которым небезразлична судьба их малой родины.

Когда моя сестра выходила замуж, на армянской свадьбе, наша русская соседка, организовала традиционно русский выкуп. Конечно, у нас разные традиции, но главное, чтобы был мир. Я очень люблю оба народа, и русский, и армянский. Я вырос в России и горжусь тем, что я армянин. Мы никогда, в какой бы стране ни жили, со своим уставом в чужой монастырь не лезем. Мы живем в России и делаем все для того, чтобы она процветала и богатела. Русские люди удивительные, они открыты, доброжелательны, добродушны, как никто другой, готовы в любую минуту прийти на помощь, сплотиться ради общего дела».

Россия удивительная страна и День народного единства – любимый многими праздник, объединяющий множество национальностей в один народ. И вот уже на армянской свадьбе разыгрывают русский выкуп, на одном столе соседствуют украинский борщ и кавказские хинкали, а талантливый журналист и писатель, с аутентичной фамилией Пак, воспевает в своих книгах российскую глубинку.


Оксана Дубровская
Фото Сергея Макеева